Найти тему
ВВС Северного флота

Самолеты ВВС Северного флота. Большие машины, про которые мне почти нечего писать - ТБ-3 и Як-6.

Оглавление

Опять совсем скромная заметка про самолеты, которые "засветились" в составе ВВС Северного флота, но о службе которых почти ничего не известно.

Фотографий, к сожалению, у меня тоже нет.

ТБ-3

Тяжелый бомбардировщик, известный еще как АНТ-6, стоявший на вооружении ВВС РККА в тридцатые годы прошлого века. Он был первым в мире четырехмоторным свободнонесущим монопланом-бомбардировщиком с двигателями, установленными в ряд по размаху крыла. Хотя ТБ-3 официально снят со службы в бомбардировочных (но не военно-транспортных) частях в 1939 году, он продолжал использоваться как тяжёлый бомбардировщик и транспортный самолёт и в годы Великой отечественной войны.

Небольшие выдержки из истории ВВС Беломорской военной флотилии:

После начала войны, приказом НК ВМФ №00180 от 10.07.1941 г. на аэродром Ягодник к 1 августа была сформирована 2-я авиационная группа Главного управления Северного морского пути, по штату №030/133. В числе прочих, в ней было и три самолета ТБ-3.
5 октября 1941 года самолёты 2-й АГ были перебазированы на основной аэродром на о. Ягодник и приступили к выполнению специального задания командования. В этой связи, два ТБ-3 были откомандированы в распоряжение командующего Балтийского Флота, один ТБ-3 и один ПС-84 — в распоряжение командующего ВВС СФ, и один СБ — в распоряжение командира ледокольного отряда.
С 11 августа 1942 года на базе управления 2-й АГ, формально подчинявшейся ГУ СМП, была сформирована 3-я авиационная группа ВМФ (1-го формирования). Первоначальный состав 3-й АГ БелВФ был практически тем же: 17 гидросамолётов МБР-2 и ГСТ, а также несколько колёсных самолётов СБ и ТБ-3.

Вот такая куцая информация...

UPD: 20.10.2020 10:30
5, 10, 14, 19 и 31 декабря 1941 г. одиночный ТБ-3 из 72 КАП участвовал в вылетах на бомбежку вражеских тылов в Заполярье.
Из комментария Игоря Борисенко

Кроме этого, есть данные, что в октябре 1943 года ТБ-3 числился в составе 16-го ТрАО ВВС СФ (транспортного авиационного отряда), так как есть данные о его катастрофе.

Она произошла 5.10.1943 г. при перелете по маршруту Москва – Ваенга. В катастрофе погибли: командир корабля майор Бузаев Н.Ф., бортмеханик ст. тех. лейтенант Бешенцев С.П., диспетчер ВВС лейтенант Прокопенко, бортстрелок-радист сержант Дудинов Н.К. и пассажир - адъютант командующего ВВС СФ мл. лейтенант Ашихмин Л.Ф.

ОБД "Мемориал" ЦВМА, фонд 12, опись 5, дело 162
ОБД "Мемориал" ЦВМА, фонд 12, опись 5, дело 162

Есть еще информация о том, что в Заполярье, недалеко от места катастрофы "Каталины" из состава 44-го САП, разбившейся в плохих метеоусловиях в 1944-ом году, лежат обломки еще одного самолета ТБ-3

Фото с сайта dorogavnao.blogspot.com
Фото с сайта dorogavnao.blogspot.com

Но, судя по номеру самолета 22294, видимому на фотографии шильды (см. ниже), это не самолет Бузаева.

Фото с сайта dorogavnao.blogspot.com
Фото с сайта dorogavnao.blogspot.com

И что это за машина, я вот так сходу сказать затрудняюсь. Мне лишь известно, что он имел номер "10" на киле и был потерян в 1942 году.

Если у меня появится еще какие-то сведения, то я обязательно дополню эту статью.

Як-6

Эта машина, разработанная в ОКБ Яковлева, проектировалась в двух вариантах — транспортном и бомбардировочном. При этом конструкторы стремились сделать его максимально простым в управлении, дешевым в производстве, с минимальным применением дефицитного в те годы металла. Большая часть самолётов Як-6 строилась в транспортном варианте. Отсек для 6 пассажиров или груза помещался за двухместной пилотской кабиной.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

О службе Як-6 в составе ВВС СФ известно чуть больше, благодаря зафиксированному в документах случаю:

22 января 1944 года - вылетевший из Териберки в Поной самолет Як-6 (из состава 10-ой ОАЭ ВВС СФ) разбился в 20 км от поста в губе Качковская. На помощь ему были высланы 6 оленьих упряжек из Поноя.
24 января 1944 года - с 12:24 до 14:03 один Пе-3 летал с аэродрома Поной в район губы Качковская для поиска потерпевшего аварию самолета Як-6 и наведения на него поисковой группы, но из-за сильной поземки ничего не обнаружил, поисковая группа продолжала искать самолет.
25 января 1944 года - поиск самолета Як-6, потерпевшего аварию в районе губы Качковская, продолжался, но безуспешно.
27 января 1944 года - один Пе-3 с аэродрома Поной с 11:09 до 13:17 вел разведку в северной части и в Горле Белого моря, но противника не обнаружил, а в 11:35 нашел экипаж самолета Як-6, сделавшего вынужденную посадку в районе губы Качковской, и сбросил ему продукты. Туда была направлена поисковая группа, находившаяся в 8 км от этого места.
28 января 1944 года - экипаж самолета Як-6 (5 человек), разбившегося в районе губы Качковской, был найден и доставлен на пост Службы наблюдения и связи.
(Дело 8879, л. 66 об., Дело ШТ 6186, л. 120; Дело 8879, л. 57 об., Дело 8879, л. 64 об.)
Информация от Константина Титаренко