Кризисный период в жизни компании можно сравнить с движением по гоночной трассе: пока она прямая, водителю можно развивать хорошую скорость и набирать обороты. Однако при сложном повороте (вот он, кризис) только профессионалы маневрируют, прорываются вперёд и не слетают с трассы.
Кризис, как сейчас говорят, можно рассматривать и как проблему, и как шанс для перезагрузки. Выживут только те, кто смог подстроиться под изменения и извлечь из них пользу. Очень важна подготовка руководства к переменам, ведь от его решения зависит, устоит ли бизнес под давлением экономических потрясений. Нужен антикризисный план.
Как выстоять и приумножить доход в кризис? Возможно ли это? Предлагаем вам рассмотреть антикризисные стратегии акул бизнеса на реальных примерах зарубежных и российских компаний.
Быстрое реагирование и гибкость: General Motors
Развитие Generals Motors (GM) пришлось на трудные времена: в 1929-1939 разразилась Великая депрессия, и все лидеры автомобильной промышленности оказались на грани экономической катастрофы. Сбыт автомобилей упал на 75%, производство даже самых популярных и продаваемых в США моделей практически остановилось. Убытки автомобилестроительных компаний в совокупности составляли около $2,9 миллиарда, росла безработица, почти остановился выпуск элитных автомобилей.
Действия GM были решительными: часть заводов была закрыта, сократилась численность персонала, остановилось производство автомобилей среднего класса и люкс-сегмента. Выпуск Chevrolet, одной из самой продаваемой модели, снизился на ⅓. Чтобы не потерпеть убытки от продажи уже произведённых премиум-автомобилей, компания снижает их стоимость на 70%.
В то же время идёт перестроение всего процесса производства: для уменьшения объёмов комплектующих и создания гибких мощностей принимается решение об использовании стандартных деталей и комплектующих для широкого ряда разнотипных моделей. Расширяется производство недорогих автомобилей: зная спрос потребителей, GM полностью переключается на выпуск и продажу востребованных моделей Chevrolet.
Руководство GM не только понимало, как действовать в сложившейся ситуации, но и заранее разработало антикризисный план. Стратегии компании заключались в поиске решений для приспособления к новым реалиям, а также выделения преимуществ, спровоцированных кризисом. Это и помогло компании выстоять и приумножить доходы в кризис. Альфред П. Слоун, президент и генеральный директор GM в 1923 - 1937 годах, прокомментировал действия компании: «Нельзя сказать, что мы предвидели наступление депрессии. Просто мы научились быстро реагировать на сложившиеся обстоятельства».
Традиции и доброе имя: компания Starbucks
Компания по продаже кофе Starbucks начала своё существование в период обвального кризиса 1987-1989 годов. Однако это не помешало Говарду Шульцу, основателю компании, открыть свой бизнес и превратить маленькую кофейню в мощную корпорацию по продаже кофе. Простую традицию ежедневного питья кофе Г. Шульц сделал культом. Он открывал кофейни в разных странах и умело поддерживал политику компании: баристы кафе должны быть клиентоориентированы, а аромат кофе – главным в помещении.
Однако неверные шаги руководства (ошибки в найме персонала, провальные концепции по расширению) сыграли злую шутку: грянул кризис 2008 года, и объемы продаж компании начали падать.
Г. Шульц внедряет в компанию антикризисную программу:
1️⃣Сужение количества мелких кофеен, внимание на даунгрейт (возвращение к старым традициям), рост авторитета каждой кофейни.
2️⃣Программа лояльности к клиентам. Чтобы вернуть клиентов и понять их потребности, компания обновляет сайт и вводит новую функцию: обратную связь от потребителей. Теперь каждый клиент может выразить своё мнение по поводу сервиса кофейни и озвучить свои пожелания.
3️⃣Трансформация процессов бизнеса. Запускается бережливое производство, модернизируются рабочие процессы с целью повышения среднего чека каждой кофейни.
4️⃣Уважение к традициям. В какой бы стране ни была кофейня Starbucks, главными правилами заведения являются уважение к культуре этого края. Кроме того, компания поддерживает идеи здорового образа жизни, а также участвует в программах вторичной переработки сырья (удобрение из кофейной гущи, переработка одноразовых стаканчиков).
Смена позиционирования: компания «А. Коркунов»
Кризис 1998 года (дефолт РФ) стал разрушающей точкой для огромного количества компаний. Шоколадная компания А. Коркунова в то время не обладала большими производственными мощностями и могла легко погибнуть под натиском кризисных изменений.
Однако глава компании запускает грамотный управленческий ход: в разгар кризиса фабрика меняет ценность товара и из недорогого сегмента переходит в премиум, занимая при этом около 60% от всех марок элитного шоколада, продаваемого на российском рынке.
Стратегии компании «А. Коркунов» были точными и выверенными. Фабрика создала практически новый сегмент рынка. В период кризиса никто не решался запустить марку элитного шоколада по причине нестабильности. Руководство предвидело такую ситуацию: уже через год после начала дефолта фабрика заняла премиум-нишу в России и начала работать на больших оборотах.
Что касается конкуренции, то её на рынке в период кризиса практически не было. Отечественные производители, стараясь удержаться «на плаву», ушли в более дешёвый сегмент шоколадной продукции. Иностранные же компании, поставлявшие в Россию свою продукцию, под натиском кризиса совсем ушли с рынка.
Бренд «А. Коркунов» занял высокие позиции на рынке, нарастил производственные мощности, и в 2007 году 80% компании было выкуплено американским брендом Wrigley за $300 млн.
Время изменений...
В обычных условиях бизнес-модель и размах компании формируется стандартными факторами: способностью компании развиваться, лояльностью законодательства, конкуренцией на рынке и поведением покупателей. Однако в кризис устоявшиеся правила не действуют, они отступают перед мощью кризисных разрушений, и компании необходимо разработать свой антикризисный план.
О том, как разработать антикризисную стратегию, как относиться к переменам и какие действия предпринять в первую очередь, вы узнаете на онлайн-курсе Александра Фридмана «Как обеспечить непобедимость бизнеса: контраварийное управление компанией и сотрудниками». Первая лекциявыходит - 16 октября. Подробности по ссылке https://bit.ly/33SRqeu
Известно, что в кризис не действуют проверенные методики и отработанные решения. Бизнесу необходим системный подход к решениям и регулярный менеджмент. В этих дисциплинах вам поможет разобраться Александр Фридман, эксперт по корпоративному управлению и профессиональной эксплуатации сотрудников. Поспешите зарегистрироваться на онлайн-курс и научиться профессиональным решениям для вывода вашей компании из кризиса.
Понимая значение этих знаний, вы заранее подготовитесь к тому, чтобы быть дальновидным, принимать грамотные решения и не упустить недоступные ранее стратегические возможности.