Найти тему
Объясню на пальцах

Почему электромобили Tesla такие дорогие?

Оглавление

22 сентября этого года Илон Маск в ходе встречи с акционерами Tesla поделился своими планами о создании электромобиля стоимостью 25 тысяч долларов. При этом он озвучил неутешительные новости: компания едва сводит концы с концами, и чистая прибыль составляет всего лишь 1 % от общего оборота денег. Оно и понятно: самая дешевая модель Tesla Model S стоит 38 000 долларов, и купить её за такие деньги может не каждый, а премиальные комплектации приближаются к сотне тысяч за штуку.

Тем не менее, конструкторы Илона Маска ищут пути для снижения стоимости электромобилей, ведь в этом случае поднимутся продажи, а это, как следствие, наконец-то позволит компании выйти в уверенный «плюс» по доходам, которая до этого была убыточной и жила на дотации правительства.

Но почему машины Tesla такие дорогие, ведь изначально в планах её создателей было выпустить подлинно «народный» автомобиль, дешевый и доступный всем слоям населения?

Немного истории

Хотя при упоминании Tesla мы всегда вспоминаем Илона Маска, в действительности он не был создателем этой компании, и даже не её идейным вдохновителем.

В Сети много мемов с Илоном Маском, но мне больше всего нравится эта...
В Сети много мемов с Илоном Маском, но мне больше всего нравится эта...

В далеком уже теперь 2003 году Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг основали компанию Tesla Inc., которая была призвана совершить революцию в мире электромобилей. Дело в том, что многие автопроизводители уже обращались к теме электрических машин на аккумуляторах, но их высокая стоимость их отпугивала и они довольно быстро бросали эту затею.

У новых игроков мысль была до смешного простой: если нельзя бороться со злом, стоит поставить его себе на службу. Если электромобили будут дорогими при любом раскладе, то лучше выпускать машины премиального класса, сверхдорогие и сверхтехнологичные, чем пытаться создать компактные городские машины по примеру малолитражек. Сказано – сделано.

Но всё упиралось в деньги, нужны были ощутимые инвестиции, чтобы претворить эту замечательную идею в жизнь. Так на сцене появился Илон Маск, южноафриканский основатель платежной системы Pay Pal. Он внёс 6,5 миллионов долларов, Tesla заключила контракт с Panasonic на поставку литий-ионных аккумуляторов, а с британским производителем гоночных машин и спорткаров Lotus – на конструирование собственно самого автомобиля (их модель Elise легла в основу первого электромобиля Tesla – Roadster).

Tesla Roadster образца 2008 года
Tesla Roadster образца 2008 года

Стратегия Tesla предполагала постепенный приход в массы, ведь с течением времени технологии должны были шагнуть вперед, позволив сильно удешевить машину.

Из чего состоит аккумулятор Tesla

Сердцем электромобиля Tesla является его литий-ионная аккумуляторная батарея. По сути, это несколько тысяч маленьких батареек, похожих на обычные «пальчиковые», собранных в несколько секций – в 8, 12 или 16. Чем больше этих секций – тем мощнее машина. Подобные батарейки есть в любом электроинструменте, ноутбуках и прочей электронной аппаратуре, чувствительной к емкости батареи.

Внешний вид аккумуляторной батареи
Внешний вид аккумуляторной батареи

Внутри такой батареи происходит особая химическая реакция. Когда её заряжают, ионы лития «убегают» в графит, внедряясь в его решетку. Когда батарея начинает отдавать свой заряд, то есть начинает работать электроприбор, то ионы лития возвращаются обратно. Для простоты можно представить такую батарейку в виде детской качели, по которой бежит «шарик» - куда он побежит, туда и наклоняются качели.

Когда такие батарейки соединяют в секции, появляется новая проблема. Дело в том, что при зарядке или разрядке какие-то из батарей сделают это раньше, а другие – позже. Этого нельзя допустить, так как в этом случае батареи просто-напросто выйдут из строя. Поэтому для каждой секции устанавливают специальную схему балансировки (её называют BMS-платой), которая следит за тем, чтобы разряд-заряд для каждой ячейки шел правильно. Если батарейка полностью зарядилась или разрядилась, то BMS-плата «закупоривает» её, ток проходит мимо неё.

Вот из приблизительно таких батареек и состоит аккумулятор Tesla
Вот из приблизительно таких батареек и состоит аккумулятор Tesla

Литий в таких батареях существует не в чистом виде, а в соединении с оксидом кобальта, который позволяет работать аккумулятору при низких температурах и повышает его ресурс (количество циклов зарядки-разрядки).

То, что в аккумуляторах применяют именно литий, обусловлено его свойствами. Дело в том, что на Земле нет другого такого металла, который был бы одновременно очень легким (в два раза легче воды) и очень электрический активным (у него самый высокий электродный потенциал).

Почему автомобили Tesla такие дорогие

То, что мы так подробно рассмотрели именно аккумулятор, неслучайно: именно его цена и является «виновницей» дороговизны электромобилей, составляя более половины её стоимости. Хотя принято считать, что происходит это из-за использования лития и кобальта – достаточно редких металлов, в действительности на одну аккумуляторную батарею мощностью в 100 кВт уходит лишь несколько килограммов сырья на общую сумму меньше одной тысячи долларов.

Хотя литий у нас не на слуху, в земной коре его больше, чем свинца и цинка
Хотя литий у нас не на слуху, в земной коре его больше, чем свинца и цинка

Реальная причина дороговизны батареи ускользает от общего внимания. По сути, уже после выхода с конвейера он представляет собой готовое и технически сложное изделие, которое готово к применению. Сейчас их производство поставлено на поток, но только с началом 90-х годов люди смогли наладить технологию. Проблема был так велика, что в прошлом году разработчикам литий-ионной батареи присудили Нобелевскую премию по химии с формулировкой «за открытие доступа человечества к технической революции». Шутка ли, обычный автомобильный аккумулятор на килограмм массы запасает 50 Вт*ч, в то время как литий-ионный – 250 Вт*ч.

Смещение акцента на сырье связано, главным образом, с условиями добычи кобальта – основные запасы сосредоточены в Африке, в Конго. С ростом производства электроники выросла и потребность в кобальте. Добывают его в том числе и дети в адских условиях по 12 часов в день, получая всего по 9 евроцентов в день (8 рублей, или 240 рублей в месяц, и это без выходных). Команда журналистов, посетивших рудники, обнаружила детей в возрасте от 4 лет, работающих в шахтах. Только представьте, какая там смертность, если о технике безопасности в этой местности никогда не слышали.

Вы их не знаете, но именно благодаря им зарядки вашего смартфона хватает на целый день
Вы их не знаете, но именно благодаря им зарядки вашего смартфона хватает на целый день

Заключение

Электромобиль позволит человечеству очистить города от выхлопных газов, снизив неблагоприятную экологическую обстановку. С другой стороны, автомобили на электрическом ходу сами электроэнергию не производят, её придется добывать традиционными методами: ТЭЦ, ГЭС, АЭС. Получается что ископаемое топливо будет сжигаться уже не под капотом нашей машины, а в печах и реакторах энергостанций. При этом, общее количество выбросов останется прежним. Чтобы этого не допустить, необходимо подходить к этому вопросу комплексно, выискивая новые, альтернативные источники энергии, не загрязняющие окружающую среду.

Но пока что их выбор небольшой....
Но пока что их выбор небольшой....

Тем не менее, с чего-то надо начинать, и первым шагом можно считать как раз популяризацию электромобилей. Можно только порадоваться, что энтузиасты наподобие Илона Маска хорошо это понимают.