Как видим, если говорить широко, наша цель — мотивация. Это и есть тренинг — показать читателю то, чего он еще не подозревал. Некий ошеломительный саспенс, который мотивирует воспринимающее сознание на качественные изменения своей жизни.
При этом мы говорим не о художественных практиках, но остаемся в рамках объективной реальности. Однако, как и в художественной литературе, удивление становится для автора нон-фикшн произведения целевой читательской реакцией. «А что так можно было?» — этот вопрос, вырвавшийся из уст читающего, — цель автора тренинговой литературы.
В какой форме история может предстать перед читателем?
Мемуары. Действительно, если вы — автор, значит, вы авторитет. Докажите свою значимость, рассказав историю собственного развития. Для многих ваш опыт станет отправной точкой в личное счастье. Но сколь безоговорочно мы доверяем одному незнакомому человеку и его «уникальному» опыту? Многие из нас на подобную попытку мотивировать лишь махнут рукой: «Ему просто повезло». Поэтому наше издательство предлагает авторам добавить к своей истории серию интервью, как бы подтверждающих их метод.
Основатель издательства, в котором я работаю, Ирина Саншаса, выбрала именно эту форму для своей книги «Sister to sister». Здесь она в соавторстве с Татьяной Акимовой собрала 30 единомышленниц, чтобы поговорить о вопросах, волнующих всё общество. Среди спикеров были и звезды первой величины. Например, Ирина Хакамада.
Так, я редактировал книгу Дарьи Шанс «Метод белой вороны», в которой мы описали биографию автора, сформулировали метод, а после — взяли девять авторских интервью. Это девять женщин, добившихся впечатляющего успеха. Среди них две певицы — Линда и Манижа, а также именитые гештальт-терапевт, нутрициолог, адвокат. Мне удалось разработать специальную форму адаптации интервью, преимущество которой в сохранении харизмы автора внутри речи спикеров.
Во-первых, это я-повествование. Спикеры рассказывают историю от первого лица. Каждому разделу интервью мы дали название и поместили эпиграфы — цитаты, связанные с темой раздела. Из слов спикера мы выделили наиболее полезные фрагменты и оформили их в отдельном окне. Автор выбирает спикеров, их порядок размещения в книге, задаваемые вопросы, названия разделов, заглавие всего интервью, цитаты и выделяемые фрагменты. В этих паратекстуальных элементах обнаруживается автор, несмотря на подавляющее присутствие в поле книги приглашенного спикера.
Дарья комментировала реплики внутри интервью, но постфактум. Это позволило концептуально расширить форму.
Книга «Метод белой вороны» — гибридная форма. Как вы могли заметить из названия, к книге применимы обе формальные характеристики: «Метод и истории» и «Я и другие». Это показывает потенциал комбинирования форм.
Если вы решили комбинировать, убедитесь, что форма соответствует вашей цели. Обратите внимание, что объем книги вследствие комбинирования пропорционально увеличится.