Работая в школе с первоклашками, я смогла выделить несколько разновидностей проблем, с которыми встречается ребенок, придя в школу, а также и его родители.
1. Начинают проявляться трудности, связанные с регуляцией собственной деятельности.
У одних детей отмечается повышенная активность, они неусидчивы, вмешиваются в разговоры учителей и одноклассников, вскакивают, выкрикивают. Это очень сильно мешает не только другим ученикам и учителям, но в большей степени самому ребенку.
Другим детям становится трудно делать одинаковую, однообразную работу: он тщательно пишет первые две буквы, а потом быстро утрачивает интерес к заданию. Все последующие буквы начинают "плясать" в разные стороны.
Сюда также можно отнести медлительных детей. Они не успевают за темпом работы в классе; приступают к заданию тогда, когда другие дети его уже закончили.
Если не выявить вовремя эту проблему, то в будущем пострадает качество усвоения учебного материала и трудоспособность ребенка.
2. Эмоциональные и поведенческие трудности.
Эти трудности появляются у ребенка в период адаптации.
1. Не сформированы и не развиты навыки самообслуживания: не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы, завязывать шарф и т.д. –это может вызвать колкости и насмешки со стороны одноклассников и в результате возникнет обида. Таким образом, будут нарушены отношения внутри коллектива.
2. Ребенок «не слышит" то, что говорит учитель. Такие дети очень сильно поглощены своими собственными мыслями, и абсолютно не концентрируются на учебном процессе и педагоге. Почему на это нужно обратить внимание?
Первый учитель - это для ребенка авторитет, значимое лицо. И это неоспоримо. В этот период значимость мнения родителей перестает иметь то значение, которое было совсем недавно. И если вдруг учитель не занял в жизни ребенка важную значимую позицию – это должно насторожить родителей.
3. Ребенок не может войти в коллектив.
Почему-то у него не получается наладить взаимоотношения с одноклассниками, его не принимают. Постоянно приходит домой с обидами, жалуется на других детей. И даже может жаловаться на учителей. У него, как правило, имеются проблемы с увязыванием собственных нужд и потребностей с нуждами и потребностями одноклассников: нарушает общепринятые рамки, границы, не умеет договариваться и вовремя остановиться. На все это стоит обратить внимание, чтобы избежать дезадаптации.
Именно в первый месяц обучения у ребенка могут обостриться хронические заболевания, постоянно возникающая и долго не проходящая простуда. Все это может свидетельствовать о том, что ваш ребенок испытывает сложности адаптации в новом коллективе. Изменение своего статуса, необходимость приспособления к новому коллективу, новый режим дня, нагрузки: все это может быть для ребенка источником стресса, который снижает иммунитет и вызывает обострение хронических заболеваний.
Уважаемые родители! Будьте внимательны к своим детям, не прячьтесь от проблемы, не стесняйтесь обращаться к специалистам! Если помощь придет вовремя сейчас, то многих проблем можно будет избежать в будущем.
Записаться на консультацию можно через WhatsApp, Viber, Telegram +7 932 254 35 03
C уважением психолог Зинаида Чистикова