Найти тему

Видеть сердцем, а не глазами

Незрячий учитель в обычной школе. Разве такое возможно?

С самого детства Николай видел плохо и носил очки с толстыми линзами, но при этом был очень активным мальчишкой. В возрасте 15 лет он перестал видеть совсем, ослеп из-за глаукомы. Учебников для слепых, в округе, где он жил, не было, компьютеров с синтезатором речи тоже. Специализированная школа была за 60 км. от города Медно.

Николай Апанович, учитель
Николай Апанович, учитель

Николай учился на отлично и должен был получить золотую медаль, дальше, в планах было поступление в университет. После того, как зрение "потухло", казалось, что все закончилось, не успев начаться. Но не для Николая Апановича! Он не собирался сдаваться. Свой первый аттестат он получил в тот же год с удостоверением об инвалидности.

Младшая сестра читала ему школьные учебники по которым он закончил школу с отличием.

Затем поступил в Брестский государственный университет на исторический факультет. Жил в общежитии, лекции записывал на диктофон, книги с дополнительной информацией помогали читать одногруппники и двоюродный брат. На четвертом курсе поступил на факультет бизнеса и права, а в центре занятости записался на курсы оператора ЭВМ.

Выдержать такой сумасшедший темп и не бросить обучение помогла Николаю Апановичу будущая жена, за что он ей очень благодарен.

Здесь я на своем месте. Мне очень нравится школа

После института, пройдя медкомиссию, начинал работать на пол ставки, через год прошел расширенную медкомиссию и добился разрешения работать без ограничения.

Николай Апанович, учитель
Николай Апанович, учитель

Сейчас Николай Васильевич работает в обычной школе, в которой учился сам, преподает историю и обществоведение, ведет факультатив по истории Беларуси, кружок игры на гитаре, профориентацию. Купил синтезатор и мечтает создать свою группу.

Извините, Николай Васильевич, но я себе оценку нарисовала в журнале

Живёт Николай Васильевич в пятнадцати минутах от школы. Домой ходит самостоятельно, но если ученики проявляют желание проводить, то никогда не отказывается от компании.

Николай Апанович, учитель
Николай Апанович, учитель

Удивительно, но с учениками он работает на доверии. Они встречают его возле учительской и провожают в кабинет, помогают выставлять отметки в журнал. За 12 лет работы было всего два случая обмана. Первый раз, девочка сама себе поставила отметку, но потом не выдержала и призналась в своем проступке, учитель об этом знал, так как ведет подсчет отметок на память. Второй раз, ученик сделал вид, что отсутствует на уроке, а Николай Васильевич слышал его. Ведь кроме зрения есть другие органы чувств, которые заменяют ему глаза.

На уроках они дискутируют, учителю интересно мнение учеников. На контрольных он так формулирует вопросы, что листать книгу становится бессмысленно.

Проверяет работы с помощью учеников (когда пишут эссе), а если тесты, то прибегает к помощи кого-нибудь из коллег либо племянницы.

У Николая Васильевича, когда есть свободное время, самое любимое место в школе - возле окна в коридоре на втором этаже. Здесь дети собираются вокруг него и они обсуждают разные темы. В учительской он проводит очень мало времени.

Мне нравится общаться с детьми. Они такие прикольные. Как скажут что-нибудь, обхохочешься!

Быть учителем - это не просто работа, это предназначение, наполненное любовью к детям и к своей работе!

Побольше бы таких учителей в наших школах.