Сегодня возможны удивительные преобразования. Падающая вода вращает колесо турбины, которая преобразует энергию воды в электрическую. Атомы, настолько маленькие, что их не увидеть невооружённым глазом, преобразуются в ядерное оружие, обладающее силой, способной разрушить целые города. Женщина может пойти в парикмахерскую покрасить волосы, к врачу выпрямить нос, к дантисту вставить новые зубы и в салон искусственного похудения изменить фигуру — и как же она преобразится!
Но Рим. 6 говорит о самом удивительном преобразовании из всех. Это великое преображение происходит, когда человек становится христианином. Пока он не христианин, он вне Божьей благодати, а христианин становится чадом Божьим. Прежде он был лишён духовных благословений, а теперь получает все духовные благословения во Христе. Прежде он был осуждён на вечное наказание, а теперь имеет жизнь вечную. Самое удивительное в этом великом преображении — что всё это происходит несмотря на тот факт, что всего этого он не мог добиться сам; спасение он получил в качестве Божьего дара!
Чтобы оценить степень перемены, которая происходит, когда человек становится христианином, нам нужно понять, что грешный человек, чтобы стать годным для небес, должен измениться. Извращённое, грешное, непокорное чадо сатаны, он должен преобразиться в любящее, праведное и послушное чадо Божье. И по Божьей благодати такое преображение может произойти — и происходит: Симон Зилот и Матфей мытарь становятся верными учениками; Савл гонитель становится Павлом благовестником; Иоанн “сын громов” становится апостолом любви. Коринфяне, некоторые из которых были “блудники... идолослужители... прелюбодеи... малакии... мужеложники... воры... лихоимцы... пьяницы... злоречивые... грабители”, “омылись... освятились... оправдались” (1 Кор. 6:9-11) и смогли быть названы “церковью Божией” и “святыми” (1 Кор. 1:2).
Рим. 6 открывает нам три истины об этом преображении.
ЧТО ЭТО ЗА ПРЕОБРАЖЕНИЕ?
Рим. 6 описывает его степень.
Мы были во грехе, но теперь мы умерли для греха. Павел спрашивает: “Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?” — и сам отвечает: “Никак. Мы умерли для греха. Как же нам жить в нём?” (Рим. 6:1, 2). В стихе 11 также говорится, что нам следует считать себя “мёртвыми для греха”.
Мы были рабами греха, но теперь мы освободились от греха. Павел говорит, что, когда мы получили спасение, “ветхий наш человек [был] распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греха; ибо умерший освободился от греха” (Рим. 6:6, 7). Мы были спасены, “дабы нам не быть уже рабами греха”. Ниже Павел говорит римлянам, что они были “прежде рабами греха”, но добавляет, что они освободились от греха (Рим. 6:17, 18; см. 6:20, 22).
Хотя в Рим. 6 сказано, что мы освобождаемся от греха, когда получаем спасение (см. Ин. 8:32), там не говорится, что мы становимся свободны ото всего. Нет, мы становимся “рабами праведности” (Рим. 6:18) и “рабами Богу” (Рим. 6:22). На самом деле не существует такого понятия, как абсолютная свобода. Люди выбирают не между свободой и рабством. Они выбирают, чему поработиться. Гедонист, живущий только для наслаждений и воображающий себя абсолютно свободным человеком, в действительности является рабом своих страстей.
Но если так, то можно спросить: какое же тогда преимущество имеет христианин? Зачем становиться христианином, если всё равно останешься рабом? Предвидя этот вопрос, Павел отвечает на него:
«Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш — святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:20-23; см. 6:16).
Решив следовать за Христом, человек выбирает не абсолютную свободу от всех ограничений или всякой власти; он выбирает рабство Богу. Зачем делать такой выбор? Из-за награды! Став рабом праведности, он получает вечную жизнь. Оставшись же рабом греха, он не обретает ничего, кроме смерти! Чьим рабом вы хотите стать?
Более ста лет назад Авраам Линкольн издал манифест об освобождении рабов. Почти две тысячи лет назад Иисус издал манифест, дающий всем людям возможность освободиться от греха!
В нас жил “ветхий человек”, но теперь мы живём новой жизнью. Сказав, что мы спасены, дабы “нам ходить в обновлённой жизни” (Рим. 6:4), Павел тут же заявляет, что “ветхий наш человек распят с Ним” (Рим. 6:6).
КАК ПРОИСХОДИТ ЭТО ПРЕОБРАЖЕНИЕ?
В Рим. 6 мы обнаруживаем, посредством чего оно достигается.
Мы спасены благодатью: “Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 6:23). Спасение — это дар, поэтому и говорится, что спасение мы получаем по благодати. (См. также Рим. 3:24).
Мы спасены благодатью через Христа. Бог даёт нам вечную жизнь “во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 6:23). Павел говорит: “Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Поэтому тем более ныне, будучи оправданы кровью его, спасаемся Им от гнева”. Заметьте, что Бог не ждал, пока мы станем достаточно хороши для спасения, но, “когда мы были ещё грешниками”, послал Христа умереть за нас.
Таким образом, наше спасение осуществляется в Иисусе Христе и через Иисуса Христа. В Рим. 6:11 сказано: “Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе”. Значит, вне Христа спасения нет.
Наше спасение принимается верой: “Итак, оправдавшись верой...” (Рим. 5:1). В Еф. 2:8 мы читаем: “Ибо благодатью вы спасены через веру”.
Но Рим. 6 также ясно говорит, что мы спасаемся верой через послушание. Вчитайтесь в Рим. 6:17, 18:
«Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности».
Эти стихи учат, что спасение идёт после послушания. Павел говорит: “Вы, быв прежде рабами греха”, теперь “стали послушны тому образу учения”, и “освободившись же от греха, вы стали рабами праведности”. Порядок таков: сначала рабы греха, затем послушны учению, затем свободны от греха и затем — рабы праведности. Римляне были спасены верой, но спасены не раньше, чем когда послушались: они были спасены, когда “покорились вере” (Рим. 1:5; 14:25) и притом “вере, действующей любовью” (Гал. 5:6).
Чему они покорились? Как сказано в Рим. 6:17, “тому образу учения”, который им преподали. Что это значит? Рим. 6:3-5 отвечает на это:
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения».
Евангелие есть смерть, погребение и воскресение Христа. Павел пишет:
«Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанного держитесь так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял: то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати» (1 Кор. 15:1-5).
Новый Завет также говорит, что мы должны покориться евангелию (2 Фес. 1:8-9; 1 Пет. 4:17-18; Рим. 10:16).
Как можно покориться евангелию, которое есть смерть, погребение и воскресение Христа? Ответ один: крестившись! Наше крещение — это картина смерти, погребения и воскресения Христа. Более того, когда мы крестимся, мы как бы сливаемся с Христом и разделяем с Ним Его смерть, погребение и воскресение. Принимая крещение, мы умираем вместе с Христом; мы погребаемся с Христом и воскресаем с Христом. Таким образом, крестясь, мы покоряемся евангелию и тогда — но не раньше — обретаем спасение. Без крещения спастись нельзя. “Образ учения”, которому покорились римляне, предполагал крещение.
Конечно, одно крещение само по себе не спасает. Крещение есть следствие веры, и без веры креститься бессмысленно (Кол. 2:12). Крещению предшествует покаяние, и без покаяния крещение не имеет никакого смысла (Деян. 2:38; 17:30). Крещение без веры и покаяния не спасёт. Но ни вера, ни покаяние также не спасут, если мы не захотим креститься, чтобы покориться евангелию.
КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТОГО ПРЕОБРАЖЕНИЯ?
Рим. 6 говорит о его следствиях.
Следствием преображения является новая жизнь. Павел говорит, что мы ходим “в обновлённой жизни” (Рим. 6:4) и что мы считаемся “мёртвыми для греха, но живыми же для Бога” (Рим. 6:11). Имеется в виду, что, становясь христианами, мы рождаемся заново, как дети Божьи, в Божью семью.
Это великое преображение имеет своим результатом — или должно иметь — изменение жизни. Однако изменится ли жизнь христианина, зависит от него самого.
В этой главе Павел опровергает два аргумента, которые его слушатели могли выдвинуть, раздумывая над его словами.
Вот один аргумент, который он предвидит: “Если мы спасены благодатью и если, как ты говоришь, благодать преизобилует там, где умножается грех [Рим. 5:20], то мы, дабы преизобиловала благодать, должны больше грешить” (Рим. 6:1). Цель подобного заявления, скорее всего, состояла не в призывах больше грешить, а в том, чтобы показать, что утверждение Павла, что мы спасены благодатью, а не законом, неверно.
Павел отвечает на их аргумент примерно так: “Вовсе нет, потому что не годится, чтобы мы, освободившись от греха, и дальше продолжали жить во грехе”. “Мы умерли для греха. Как же нам жить в нём?” (Рим. 6:2).
Другой аргумент, на который отвечает Павел, состоял в следующем: “Если мы не под законом, как ты говоришь [Рим. 6:14], значит, мы освобождаемся от какой бы то ни было обязанности избегать греха”. “Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью?” (Рим. 6:15). И Павел отвечает: “Ни в коем случае, потому что наша свобода предполагает определённые обязанности; и если мы продолжаем служить греху, то мы уже не свободны от греха, а в рабстве у него”.
Таким образом, главный практический вывод этой главы состоит в том, что христианин должен изменить свою жизнь. Павел приводит несколько убедительных причин, почему христианин не должен грешить, а должен жить обновлённой жизнью. (1) Христианин не должен грешить, потому что он был освобождён от греха (Рим. 6:2, 9-11). Мы свободны от вины, притязаний и силы греха. Естественно, мы не должны жить во грехе, чтобы опять вернуться в рабство. (2) Христианин не должен грешить, потому что он живёт новой жизнью (Рим. 6:4). Произошла перемена; он родился заново. Новая жизнь требует новых норм. (3) Христианин не должен грешить, потому что теперь он Божий слуга, Божий раб (Рим. 6:18). Поэтому он обязан служить и повиноваться Богу. (4) Христианин не должен грешить, потому что он погибнет, если станет грешить (Рим. 6:21-23).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как же преображённый человек должен жить? Об этом кратко говорят два повеления: Во-первых, “Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его” (Рим. 6:12; см. 6:13). Христианин властен сказать, кто или что будет управлять его жизнью. Его обязанность — следить за тем, чтобы грех не господствовал над ним. Спросите себя серьёзно, вдумчиво, добросовестно: “Кто — или что — властвует над моим телом? Господь руководит мной? Или грех господствует надо мной и диктует мне, как себя вести?”
Во-вторых, “Представьте себя Богу как ожившие из мёртвых и члены ваши Богу — в орудия праведности” (Рим. 6:13; см. 6:19). Мы должны противиться сладкозвучной песне греха. Но этого недостаточно. Мы должны целиком посвятить себя Господу. Песня “Боже, жизнь возьми” хорошо выражает эту мысль:
Боже, жизнь возьми — она
Вся Тебе посвящена.
Возьми руки — их к Тебе
Простираю я в мольбе.
Возьми ноги, должно им
По стезям ходить Твоим.
Возьми голос, чтоб он мог
Петь Тебе, мой Царь, мой Бог!
Возьми волю, должно ей
Волей только быть Твоей.
Возьми сердце, Сам устрой
В нём престол Ты царский Твой.
Великое преображение, если его следствием является перемена жизни, в конце концов приведёт к жизни вечной. Рим. 6:23 говорит: “Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем”. Вечная жизнь — это дар, получаемый по благодати. Однако если христианин не хочет менять свою жизнь и возвращается в мир, его ждёт только смерть (см. 2 Пет. 2:20).
Вы не устали от своего “ветхого человека”? Может быть, вы пытались усовершенствовать себя? Пробовали читать книги по самоусовершенствованию? Пытались создать себе “новый образ”? Меняли образ жизни, прибегали к здоровому питанию, физическим упражнениям? Даже, может быть, пробовали изменить внешность?
Вместо “похудения”, “изменения формы носа” или “подтяжки лица” вам нужно преображение! Избавьтесь от “ветхого человека” и станьте “новым человеком” во Христе! Уверуйте в Иисуса, покайтесь в грехах и креститесь во Христа для прощения грехов! Вы станете новым человеком — живым, а не мёртвым; рабом праведности, а не греха; рождённым заново, новорождённым в Божьей семье. И тогда вы заживёте той новой, изменённой жизнью, какой требует от вас Господь, и вашей наградой будет вечная жизнь и вечный дом на небесах с Богом!