Найти тему
Репортёр

Что на самом деле думают турки о трансформации Собора Святой Софии в мечеть

Неоднозначное решение Эрдогана о смене статуса Святой Софии и какие политические мотивы могут быть причиной этого решения. Мнения обычных людей, стран и медиа о превращении Собора в мечеть

Полную версию можно прочитать по ссылке.

Первая молитва

Указом президента Турции Собор Святой Софии (Айа-София) в Стамбуле превращен из музея в мечеть. 24 июля на улице и прилегающих улочках впервые за 86 лет был совершен намаз. В стране развернулся общественный дискурс о новом статусе Собора. В прямой трансляции провластные медиа комментировали событие позитивно, однако оппозиция выдвигает обратные аргументы.

Справка: (Айя-София находится в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет. В 1453 году, после падения Константинополя, Софийский собор был обращен в мечеть, а в 1935 году, при Ататюрке, приобрел статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включен в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО).

Провластные издания

«Мы рассматриваем этот шаг как проявление национальной воли. Декрет Конституционного суда Турции, который позволил изменить статус собора Святой Софии, является наиболее ярким проявлением принципа “суверенитет — это нация”», - пишет патриотическое издание Sabah. Собор святой Софии важный культурный и исторический символ Стамбула. С получением нового статуса мечети вход для туристов будет закрыт во время проведения молитв. Во время молитв мозаики с изображением людей будут заслоняться т.к. это противоречит порядку совершения намаза.

-2

«Мы считаем, что оказали важную услугу нашему народу, вновь открыв этот храм — без ущерба для его самобытности как культурного объекта, — и вернув ему статус, соответствующий его предназначению», — заявляет президент Эрдоган.

Оппозиционная аналитика

Левая оппозиционная газета BirGun выделяет несколько причин трансформации статуса памятника, которые не совсем связаны с религиозными мотивами. Во-первых отвлечь внимание людей от затяжного политического и экономического кризиса в стране, искусственно создавая полемику между правыми и левыми. До дебатов, касающихся собора Святой Софии, таким поводом для раскола стало широкое обсуждение высказываний президента по делам религий Али Эрбаша против гомосексуалистов.

Во-вторых, по мнению издания, таким образом Эрдоган стимулирует напряжение с Грецией, которая является «историческим врагом» Турции. Причина современного конфликта между странами — конкуренция в поиске месторождений нефти и газа в Восточном Средиземноморье. Дискуссии о превращении собора Святой Софии в мечеть начались в середине 1960-х годов, так как вновь возник кризис на Кипре, и, как следствие, ухудшились отношения с Грецией.

На данный момент общий курс в стране, особенно экономика, отношения с Западом и, в частности, с Грецией не радуют. В такие времена правители стремятся утвердить свои позиции в мире, повышать лояльность внутри страны, чтобы отвлечь внимание от основных проблем. С точки зрения власти нужна новая победа — но мечта Святой Софии также имеет историческое значение. С другой стороны, мы знаем, что эта символика очень важна для националистических, консервативных и исламистских групп. Но нельзя быть уверенными, что она имеет такое же значение и для масс.

-3

«Я думаю, собор Святой Софии был последним козырем в этот сумеречный период. Периодически нарастающая враждебность Греции, отсутствие туристов из-за пандемии…Теперь мы думаем, какие следующие шаги могут быть предприняты для консолидации исламистско-консервативно-националистической базы? Изменение в Гражданском кодексе? Легализация многоженства?» — пишет журналист Фехим Ташкетин.

Реакция других стран

Московский патриархат, расценивая это решение как «удар по православным людям во всем мире», напомнил, что Собор Святой Софии является таким же символом для православного мира, как для католиков базилика Святого Петра в Риме. «Я думаю о Софии, и мне очень больно», - сказал Папа Франциск. ЕС выступил против того, чтобы менять статус собора Софии в Стамбуле, так как это обострит межрелигиозные конфликты, и призвал Турцию пересмотреть это решение и прекратить активность, которая противоречит интересам ЕС и провоцирует международное напряжение.

Из стран арабского мира Турцию поддержали Иран и Оман. Пресс-секретарь иранского МИДа сказал, что открытие мечети в соборе Святой Софии — внутреннее дело Турции.

По мнению The Economist Эрдоган ловко играет в эту опасную игру для достижения местных политических целей, но с точки зрения Ближнего Востока он занимается тем, что подпитывает межрелигиозные конфликты в регионе, где происходят военные столкновения.

Мнения обычных люде

Чтобы дать понять российскому читателю, как преломляются все эти аргументы в умах обычных людей, «Репортер» перевел видеоопрос турецких граждан, выложенный на YouTube.

Сегодня Айя-Софию превратили в мечеть. Что вы думаете по этому поводу?

«Я этого не одобряю, в этом нет никакой необходимости — у нас и так полно мечетей, куда ни глянь, всюду одни мечети! Тут мечеть, там мечеть. Сколько людей там будет совершать намаз? Покажите нам этих людей! Кто там молиться-то будет? Здесь мечеть, там мечеть, в моем районе вообще одни мечети. Пусть лучше больше внимания обратят на образование, на молодежь!»

«Те, кто не уважает мечети, — вообще не мусульмане!»

«Я считаю, пусть бы оставался музеем. И так вы знаете, в какой мы сейчас экономической ситуации находимся, — это будет только дополнительная трата денег».

«Если он в Турции, пусть будет мечеть. Церковь должна быть церковью, мечеть — мечетью. Музеем он быть точно не должен. Как мечеть может быть музеем? Разве в святом месте может быть музей? В общем, я считаю, пусть открывают как мечеть. Это самый лучший вариант».

«Лучше бы интересовались проблемами бедных слоев населения! В нашей стране много разных тем, много проблем, — возможно, они это делают, просто чтобы отвлечь внимание. И вообще я не понимаю: если уже принято решение сделать музей, зачем принимать обратное решение? Лучше бы оставался музеем, хоть я и мусульманин. Я уважаю ислам и до пандемии ходил в мечеть. В мечети все должно быть правильно устроено, а может ли быть мечеть правильной, если прежде там был музей? Я думаю, это делается для того, чтобы заручиться поддержкой исламистов и радикальных мусульман».