«Радуйся, Звулун, при выходе своем, а Иссахар – в шатрах своих» (Дварим, 33:18).
Пишет Раши, что колено Иссахара и колено Звулуна заключили договор: «Звулун будет обитать на берегу моря» — будет выходить на кораблях в море, а добычу будет делить с коленом Иссахара, будет кормить и обеспечивать его. А колено Иссахара будет сидеть и учить Тору [у Звулуна будет удел в Торе Иссахара]. Поэтому Звулун и упомянут прежде Иссахара, поскольку Тора Иссахара была в заслугу Звулуна.
Я слышал, что как-то раз один человек пришел к великому раву Аарону Лейбу Штейнману и попросил благословить его на богатство, обещая при этом широко поддерживать учащих Тору, подобно соглашению Иссахара и Звулуна.
«Вы считаете меня таким дураком?» – улыбнулся рав.
«Почему вы так говорите, рав? – обиделся тот. — Я обязуюсь поддерживать учащих Тору, обещаю!»
«Не дай Б-г, я вовсе не подозревал вас, — ответил рав, — однако, если мое благословение действительно обладает силой, зачем мне благословлять вас богатством, чтобы вы поддерживали изучающих Тору, я мог бы благословить их напрямую!»
Тот онемел. Да, об этом он не подумал…
Один из присутствующих решил поддержать его: «Рав, он хочет, чтобы богатство проходило через него, чтобы удостоиться заповеди поддерживать Тору!». Ну, хорошая идея.
Однако рав ответил: «А я так понимаю, что он хочет сдачу…»
Один человек молился и умолял Всевышнего: «Владыка мира, я купил лотерейный билет. Пожалуйста, помоги мне получить главный приз, двадцать миллионов шекелей. Я обещаю, что десять из них отдам на цдаку и поддержку Торы!
А, Ты не веришь, опасаешься, что я не выдержу испытания и заберу все себе? Ну ладно, дай мне только мои десять миллионов!»
Да, не это имеется в виду в договоре Иссахара и Звулуна!
Я слышал от рава Деслера, что все пророчества наших пророков, касались не собственно внутренней сути Будущего мира, а только его предтечи – времен Машиаха. Если мы уподобим Будущий мир знатоку Торы, то времена Машиаха сравнимы с внешней связью с мудрецом Торы, например, обеспечивать его или выдать дочь за него. Все это еще не означает возможность постичь Тору этого мудреца. Это лишь связь с его внешней частью. Обеспечивающий мудреца Торы становится причастным к его Б-жественной Торе, и тем самым устанавливает свою связь с Грядущим миром.
Поэтому пророки видели только награду тех, кто сделали себя «инструментами» — средствами поддержки мудрецов Торы, обеспечивая их материальные нужды.
Это и есть суть соглашения Звулуна и Иссахара.
А с этой точки зрения человек может быть «Иссахаром и Звулуном» для самого себя, если его еда и питье, сон и даже работа – это «инструменты» для его учебы!
Вот, что я вам расскажу...