Однажды великий древнегреческий философ Сократ пошел на рынок. Не за покупками, нет. Во-первых, для этого у каждого просвещенного эллина были рабы, а во-вторых, Сократ и деньги находились в разных пластах реальности, их у мудреца попросту не было. Философ пошел на торжище за пищей духовной. Он любил прогуливаться в толчее разномастных торговцев, многих из которых он знал в лицо, останавливаться у лотков и заводить беседы со старыми приятелями или чужеземцами.
Возле одного из лотков мудрец увидел миловидную незнакомку. Юная девушка бойко торговала глиняными горшками, на все лады расхваливая товар. Сократ заговорил с ней и был поражен. Красота, красноречие и остроумные ответы незнакомки так восхитили мыслителя, что он подхватил ее на руки, не зная как еще выразить свои чувства. И тут же звонкая пощечина опустила его с небес на землю. Так в жизни философа появилась Ксантиппа, а случайная встреча переросла в брак.
На момент знакомства с Ксантиппой, Сократ пребывал в зрелом возрасте, был знаменит и уважаем и считался завидным женихом. Однако сочетаться священными узами брака философ не спешил, а среди его высказываний нашлось место для горького «Любовь к женщине — это яд». Эти слова молодой Сократ сказал в адрес другой женщины, поразившей его своим красноречием, — Аспасии Милетской.
Аспасия открыла в Афинах школу риторики, куда юный сын каменотеса и повитухи однажды заглянул из любопытства. Это была поистине судьбоносная случайность, определившая дальнейшую жизнь Сократа: он забросил ремесло скульптора и посвятил себя философии. Однако его любовь была несчастной. Чтобы забыться, юноша сблизился с племянником правителя Афин Алквиадом и ушел вместе с ним на Пелопоннесскую войну, где покрыл себя славой.
Таким образом, встреча пожилого Сократа на рынке с остроумной и красноречивой торговкой, разбередило старые воспоминания. Философ не мог не увлечься Ксантиппой, а девушке было лестно проявление чувств величайшего мудреца, признанного даже Дельфийским оракулом. Несмотря на 40-летнюю разницу в возрасте, у супругов родилось трое детей. Но их брак впоследствии оброс кучей сплетен и домыслов, а скверный характер женщины стал притчей во языцех, сделав имя «Ксантиппа» нарицательным.
Злые языки утверждали, что супруга философа не только не уважала своего мудреца-мужа, но и всячески издевалась над ним. Ходили слухи, что Ксантиппа вышла замуж из корыстных побуждений, ведь у Сократа были влиятельные друзья и ученики. Женщина хотела разбогатеть в замужестве, как бы глупо это ни звучало: о том, что философ был убежденным бессребреником и не брал денег за уроки, знали даже приезжие и глухонемые. Именно поэтому, утверждали люди, Ксантиппа окончательно осатанела и начала оттачивать свое злое остроумие на великом мыслителе. Причем делала это не только дома, но и прилюдно, унижая философа, который стоически переносил все ее выходки.
Но так ли все было на самом деле? Историки считают, что сведения о неуживчивом и склочном характере Ксантиппы недостоверны. О жизни философа известно из записей его учеников. Один из самых авторитетных биографических источников — «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта. Он пишет о Ксантиппе как о любящей и заботливой жене и матери и ни словом не упоминает о ее неуживчивости. Другой ученик Сократа, Платон, вспоминает как Ксантиппа с детьми навещала мужа в тюрьме и о ее безутешном горе, когда она узнала о смертном приговоре, вынесенном мудрецу.
Откуда же взялся образ Ксантиппы-скандалистки? Как это ни странно, но его придумал, взрастил и распространил все тот же Ксенофонт. Но уже в другом сочинении — «Пир».
Именно в «Пире» был заложен образ склочной и агрессивной Ксантиппы. Историки и философы объясняют такую двойственность тем, что Ксенофонт возглавлял киническую философскую школу. Киники выше всего превозносили мудрость Сократа, а чтобы ее оттенить нужен был достойный антипод. Так и появился образ несносной и сварливой Ксантиппы. А среди греческих философов распространилась новая тенденция в риторике: придумывать диалоги между Сократом и Ксантиппой, знаменующие победу мудрости над агрессией.
Именно поэтому нет смысла перечислять обиды, нанесенные Ксантиппой Сократу. Ведь доподлинно неизвестно, была ли это реальность или философские экзерциции учеников школы Ксенофонта, изощрявшихся в риторике.
После театральной постановки «Пира», людская молва, которая не особо вникала в философские сентенции, радостно подхватила идею. Брак Сократа обрастал новыми подробностями. Находились свидетели и очевидцы скандалов, а афинские сплетники с удовольствием обсасывали новые подробности, полученные «из первых уст». И было бы очень обидно за великого Сократа и его жену, если бы не одно «но». Достаточно вспомнить, что философ был великим стоиком. Скорее всего, мудрец в ответ на все сплетни и самые невероятные домыслы улыбнулся бы и сказал, что «учится искусству жить с людьми».
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Анатолий Дубина