Все великие революции сопровождались кардинальной сменой гардероба. Например, во Франции пышные и богато украшенные платья сменились лёгкими полупрозрачными туниками. В России же в прошлом столетии художники пошли ещё дальше. Отрёкшись от яркого модернистского прошлого, революционеры-конструктивисты предложили новой элите - рабочему классу и пролетариату - одеться в простые комбинезоны и непримечательные костюмы. Сейчас это назвали бы модным термином “капсульный гардероб”.
По мнению художников-дизайнеров, гражданин нового социалистического государства должен был быть скромен в своих материальных предпочтениях. Одежда была призвана всех уравнять, быть крайне удобной и легко заменяемой.
Первым “новый костюм” предложил художник Владимир Татлин. Он был не просто романтиком-мечтателем, стоявшим на передовой революции. Его проекты отличались громадными амбициями - под стать изменениям, происходившим в первой четверти прошлого столетия.
Владимир Татлин предложил концепцию одежды-нормаль - образцов простой рабочей одежды. Отсутствие лишнего декора, универсальность костюмов и их стандартизированность должны были решить главную проблему 1920-х годов - как дёшево и быстро одеть обедневшее и разорённое гражданской войной население. Первые пять лет после революции - это время голодной и холодной смерти не только людей, но и всей промышленности, в том числе лёгкой. Страна оказалась неспособной к решению самых жизненно важных вопросов по снабжению населения.
Что же такое “нормаль-одежда”? В первую очередь, это концепция. Как и многие идеи художников-конструктивистов, эскизы нормаль-одежды “не ушли” дальше бумаги. Детище Владимира Татлина - это костюм свободного кроя, в котором все детали могли быть заменены при их износе. Порвался карман? Замена! Истёрся рукав? Замена! Всё заменяемо, всё вечно и всё актуально. А главное удобно. Все детали располагались так, чтобы человека не сковывало. Это были универсальные комплекты одежды, пригодные для любых видов деятельности, которые можно носить круглый год (для осени и зимы были предусмотрены сменяемые подкладки).
Несмотря на актуальность “нормаль-одежды”, в рамках новой программы бытовой культуры производство костюмов не было начато. Искусствоведы и историки предполагают, что на самом деле для пошива “нормаль-одежды” должно было использоваться много ткани и фурнитуры, что было дорого и нецелесообразно.
Идеи Татлина кажутся актуальными даже спустя 100 лет. Сегодня подобные пальто и брюки можно найти в разных магазинах масс-маркета и люксовых магазинах.
Материал подготовила сотрудница "Музея Моды" Дарья Сережкина.