Найти тему
Психология и тексты

Утешение

С утешением детей есть проблемы. У нас, постсоветских родителей, кто родился плюс-минус в 70-80 гг. Понятно, что не у всех, но тренд просматривается.

Наши родители не умели утешать. Когда мы приходили к ним со своими бедами – детскими и недетскими – они обвиняли, воспитывали, учили преодолевать, забивать, бороться, собраться, бухнуть, быть выше этого, держать хвост пистолетом…

Короче, все, что угодно, только не утешали. Посему мы выросли без достойной модели того, что нужно делать, когда прибежал огорченный ребенок и рыдает навзрыд.

Образец отсутствует, и многим родителям непонятно, как реагировать.

Когда на консультации я объясняю, что нужно просто утешить, возникает недружелюбное молчание.

Утешить? Это как? Зачем? Чем это ему поможет?

Суть проблемы в том, что взрослые, не получившие от своих родителей должного примера, не умеют утешать самих себя. Вместо того чтобы освоить эту функцию самостоятельно, они застывают в ожидании утешения ото всех вокруг – от соседей, начальников, коллег, чиновников, случайных попутчиков, властей. Не дождавшись, огорчаются и злятся.

Откуда ж тут возьмутся силы еще и на ребенка?

Однако утешение – это полезное занятие, очень способствующее психическому здоровью.

Утешение помогает психике справиться с ситуацией бессилия, пережить ущерб, беспомощность, лишенность, несправедливость.

Беспомощность – слишком страшное для многих родителей переживание. От него бегут, как от огня. Потому плачущий ребенок, ковырнувший эту беспомощность, зачастую вызывает не сочувствие, а враждебность.

В эти моменты родитель оказывается один на один со своей раненой детской частью. Он вновь переживает то, что испытывал в детстве, будучи обделен утешением. Целый комплекс травматических чувств, комок боли, гнева, бессилия.

Я знаю женщин, которые спасают себя от этого ужаса сознательным отказом от материнства. Большая и грустная цена.

Со своей личной травмой, к сожалению, ничего другого, кроме как протерапевтировать ее, сделать нельзя.

А вот обучиться утешению, включить его в свою жизнь и регулярно направлять как на ребенка, так и на себя – очень даже можно! Хоть образца и нет, но биологически мы к нему предрасположены.

Из чего состоит утешение:

1. Нежные (крепкие) объятия
2. Держание на руках (на коленях)
3. Покачивание, укачивание
4. Поглаживания, ласка
5. Укутывание, согревание
6. Напевание, нашептывание
7. Уговаривание
8. Дружественные послания:

«Я с тобой»
«Ты замечательный»
«Очень жаль, что так»
«Это несправедливо»
«Есть на что позлиться»
«Тебе больно»
«Ты имеешь право на все свои чувства»
«Через некоторое время станет легче»
«Все плохое уже закончилось»
«Я смогу тебя защитить»

Каждое конкретное утешение представляет собой индивидуальный набор указанных действий: что близко конкретному родителю и на что лучше реагирует конкретный ребенок. И зависит от возраста. Маленькому малышу нужно больше телесного утешения. Взрослому «малышу» – больше словесного.

Функцию утешения можно считать исполненной, когда плач закончился или перешел в обнадеживающие всхлипывания. В это время тело ребенка (или наше внутреннее напряжение) расслабляется, пробуждается интерес к чему-то внешнему. Распаковывается какая-то потребность. Например, хочется попить воды или чаю. Ребенку уместно предложить вкусняшку.

Только после этого можно заводить обсуждения, что-то объяснять и втолковывать. Но я бы и тут не спешила. На мой взгляд, лучше дать ребенку время и дождаться, когда он сам созреет для того, чтобы прояснить свои трудности. И сам обратится с ними к родителю. А сделает он это обязательно, если доверяет. И вот тогда-то найдутся самые классные и смелые решения для ситуаций, которые еще недавно казались безвыходными.