Как в нашем городе в конце XIX– начале XX вв. усмиряли лихачей на дорогах, ввели нумерацию домов и с кого брали налоговые сборы.
Номерной знак не отдавай никому!
В конце XIX века в Бийске общественный транспорт был в основном конным. И для многих семей извоз становился единственным средством заработка. Был он дальним (между городами и селами) и городским. И уже в те времена называли извозчиков „лихачами“ или „ваньками“. Когда было их на пятнадцать тысяч населения Бийска два-три десятка, местная полиция могла все контролировать. Но когда лихачей стало около сотни, Дума приняла решение по примеру других городов России ввести номерные знаки. Правила для биржевых извозчиков состояли из девятнадцати пунктов и были приняты 18 апреля 1886 года.
Вот, например, пункт № 2 из Правил: „Извозчики должны прибить один выданный Управой металлический знак на экипаж по правую сторону кучерского сидения, а другой должен висеть на ремне на шее, и он должен быть отдаваем седоку по его требованию“.
А вот пункт № 4: „Не взявший из Управы металлического знака не может заниматься извозом“. Конечно, принятых Думой мер было недостаточно для наведения порядка на улицах города. Но каждый извозчик понимал, что по номерному знаку его сразу же найдут и накажут, если он наехал на кого-нибудь или ругался с седоками. Надо сказать, что правил езды по улицам еще не было.
Краевед, прозаик и журналист Владимир Шнайдер писал: „Ездили кому как в голову взбредет: по правой стороне улицы, по левой, вдоль и поперек. Стоянку „ванька“ мог сделать, где понравится, развернуться, где вздумается. Опять же, когда по городу снуют только извозчики и город по численности небольшой, это не создает больших проблем. Но когда в городе население свыше двадцати тысяч и транспорта разного развелось полно, тут требуется порядок“. Время шло. И снова Дума города, следуя указаниям „центра“, выпускает постановление „… о езде по улицам г. Бийска на велосипедах, мотоциклетах и автоматических экипажах“ от 9 декабря 1911 года. Вводились правила упорядоченного движения транспорта за подписью городского головы, купца 2-й гильдии Т. И. Кузьмина. Состояли они из одиннадцати пунктов, в которых оговаривались все тонкости и движения, и технического состояния транспорта, и задачи водителей тех времен. Например:
„Вместе с номерными знаками выдаются особые именные разрешения на право езды с описанием машины… Эти разрешения ездок обязательно должен иметь при себе. Присвоенный автомобилю, велосипеду или мотоциклету номерной знак запрещается переносить на другую машину, хотя бы того же владельца. Разрешение и номерной знак возобновляются ежегодно“.
Уступи дорогу, скорость сбавь!
В постановлении говорилось еще: „Ездоки обязаны уступать дорогу крестным ходам, похоронам и процессиям, пожарным обозам, частям войск и арестантским партиям…“ Были также советы о противоугонных приспособлениях, номерные знаки и налоги на крылечки сигнализации и транспортных фонарях. Так зарождались правила техосмотра в Бийске. Ну а скорость разрешалась в городе не более восемнадцати верст (одна верста — примерно 1 км 70 м) в час, на главных улицах — двенадцать, а на перекрестках и поворотах — и того медленнее.
А следующим постановлением Думы города стало, говоря современным языком, введение налога на транспортное средство. И называлось оно: „Об установлении в доход г. Бийска сбора с мотоциклетов и автоматических экипажей“. С одного технического средства взималось два рубля. Однако этот самый сбор не распространялся: „… на мотоциклетов и автоматических экипажей, принадлежащих иностранным дипломатическим представителям, аккредитованным при высочайшем дворе, и прочим лицам, входящим в состав посольств и миссий, а также мотоциклетов и автоматических экипажей, принадлежащих казенным учреждениям и употребляемых для казенных надобностей“. Как видим, сбор производился только с обывателей!
Интересно, что первым транспортным средством, на которое был установлен городской сбор, был велосипед. „Произошло это 27 сентября 1904 года. В этот день городская Дума вынесла постановление… Сумма сбора была 1 рубль 50 копеек с велосипеда… можно сделать вывод, что велосипедов в Бийске было много и их число постоянно прибывало. Почему? Разве Дума стала бы принимать такое решение из-за десятка-другого велосипедов? Конечно, нет!“ — отмечал Владимир Шнайдер.
Где эта улица, где это дом?
Как в начале XX века отправляли корреспонденцию? А просто писали: губерния такая-то, город такой-то, улица такая-то, дом Петрова или Иванова, далее указывали адресата. И все доходило до пункта назначения. Росло население нашего города. И на одной улице могло быть несколько Петровых, а также Ивановых.
Поэтому 22 января 1911 года городская Дума, следуя требованиям времени, решила ввести у нас нумерацию домов и обозначение каждым домовладельцем своей фамилии особым, прибитым к дому бланком. Управа установила: для продольных улиц нумерацию начинать от верхнего конца города, а для поперечных — от реки Бия к горе. Причем по правой стороне улиц устанавливали номера домов четные. А по левой — нечетные. За счет городских средств изготавливали бланки с названием улиц и переулков, а номера домов и бланки с именем, фамилией и отчеством владельцев полагалось оплачивать самим и устанавливать на ворота.
Сбор с крылечек и столбов у вывесок
А вот за что еще приходилось платить домовладельцам, иллюстрирует интересный эпизод из жизни города. 22 декабря 1905 года бийские власти разобрались с вопросом нехватки финансов для решения первоочередных задач так: установили сбор с крылечек, парадных входов, входов в погреба причастных домах и торговых заведениях. За каждый квадратный аршин (один аршин — 71,12 см) городской земли, занятый крылечками и входами, полагалось платить 50 копеек. Сбору не подлежали только арендованные у города земли с торговыми рядами (то есть входы и крылечки там).
По этому постановлению городская казна пополнилась: в 1906 году — на 652 рубля 60 копеек при плане 500 рублей, в 1907 — на 61 рубль 61 копейку, а в 1911 году — всего на 23 рубля. И Дума этот сбор просто отменила! Почему? Ответ прост. Раньше входы в дома, магазины и лавки делали с размахом — хоть в них пляши! Но после введения налога, чтоб лишнего не платить, большие крылечки, а также входы экономные хозяева стали сносить и делать поменьше.
Но уже 9 марта 1911 года появилось новое постановление городской Думы: „…установить в доходы города Бийска сбор за столбы у вывесок, помещенных на городской земле за пределами дома, заплота и ворот и на городских площадях, по пять рублей в год за каждый столб“. Получается, уже тогда реклама была платной.
Ольга Павлова.