Никогда не думала, что финансовый термин как нельзя лучше подойдет к оглавлению темы, далёкой от экономической. Речь пойдёт снова об искусстве и о намеренном неправильном толковании его в 20-21 вв.
В далёких 70-х годах двадцатого века мне довелось учиться в обычной музыкальной школе по классу фортепиано. Подобно многим другим ребятам, мы начинали с азов и играли этюды Черни и Клементи, потом осваивали лёгкие пьесы Моцарта, Бетховена и Баха...И неожиданно к шестому классу педагог предлагает мне разучить небольшой экспромт Щедрина на тему Баха...Обычно нам подбирали пьесы по нашему вкусу, и учитель, проигрывая на пианино, готовил слух ученика к восприятию его дальнейшей работы на целую четверть. Но в данном случае у меня не происходило душевного приятия произведения никоим образом, поскольку резали слух диссонансные аккорды и только целиком заимствованные фразы Баха "отогревали" сердце.
Сопротивление моё этому материалу достигло предела, и только учительская хитрость несколько разрядила напряжение, объяснив позицию "маэстро" : он хотел столкнуть два мира - созидательный и разрушающий, показать красоту на фоне уродства. Меня эта философия заинтересовала и послужила стимулом к довольно быстрому разучиванию несколько сложноватой в скорости пьесы. Но всё же до конца никто меня не убедил в полезности такой концепции и до сих пор я считаю Щедрина не правым, потому что сомнительные изыскания на тему добра и зла нужно оставлять на черновиках, а выносить на суд зрителя можно и нужно только тот материал, который делает его лучше и чище, даря высокое искусство. В котором тоже есть место столкновению сил, трагедии и надежде, но выражается это иными средствами, гораздо более гармоничными. Этот случай как будто предварил то время, когда не только подготовленного художественным образованием человека, но и простого обывателя намеренно пытаются сбить с толку, навязывая восторженные эпитеты к несовершенным работам слабых художников.
Анализируя исторический график развития отечественного искусства, я понимаю, что появление таких композиторов, как Чайковский и Рахманинов, было лебединой песней российского музыкального творчества, на смену которому пришёл высокий накал страстей в творчестве советских Дунаевского и Хачатуряна, лиричная тема Свиридова, Гаврилина, Таривердиева, Артемьева...Советский музыкальный олимп дал нам многих талантливых мелодистов для кинематографа и сцены, но к большому сожалению подарил и новаторские эксперименты, из которых как будто выпрыгивает тема зла, разобщения, кривлянья и глумления - элементы отсутствия сдерживающих факторов в человеке, вседозволенности и всеядности.
Это касается не только музыки, но и любой другой сферы искусства : наглядных - живописи, скульптуры, архитектуры. Вы с этим можете столкнуться повсеместно сегодня, что отражается во мнении людей на "форумах", большинство из которых здраво осуждают подобную подмену качества суррогатом. Нарушен вековой БАЛАНС в отражении добра и зла.
Сегодня на подиумах нет или мало красоты, избыточный макияж превращает обычную женщину в подобие сказочного вампира, неправильные пропорции приравниваются к эталону при наличии модной анорексичности. Рассуждения о видении красоты в совершенном человеке как отражении бога, как эталоне, принадлежали древним грекам. Которые прекрасно понимали отсутствие в людях совершенства, но искусством своим выращивали в их душах понимание его.
Есть ещё одна привлекательная человеческая черта - духовность, которая окрашивает любое несовершенное лицо чудесным образом. Но это замечательное качество произрастает только в правильных границах давно устоявшихся в человечестве норм, которые сейчас также подвергаются немыслимой атаке.
Повсюду можно прочитать об активизации сил зла, которые калечат души людей омерзительной рекламой своего превосходства. Революция оказалось противоестественным явлением и путём нечестного отбора очистила места во власти для носителей худших человеческих черт. С высоты своего "превосходства" нечистое сознание её апологетов пытается не строить новое общество, не улучшать общий уровень жизни людей, а только доказывать незыблемость завоёванных позиций. Собственно, в этом и заключается их основная идея.
Поскольку , по моим наблюдениям, эти люди начисто лишены тонкой сферы чувств - как правило, у них отсутствует музыкальный слух и они весьма грубы в оценке превосходного, - то навязывание своего понимания красоты и даже несколько гротескная подача своего видения, входит в их концепцию подавления воли народа и в этой сфере, сфере прекрасного.
У моего знакомого хорошего архитектора, который неоднократно сталкивался с чудовищным безвкусием заказчика, даже сны бывают на эту тему :" А почему на фасаде нет клюшек ?", - спрашивает "заточенный" на спорт бизнесмен.
Не могу спокойно смотреть на дом-яйцо известного архитектора и всегда мысленно его спрашиваю : " На каком этапе своего обучения ты почерпнул мысль, что архитектура может быть "шуткой мецената" ? Какой степени продажности может достигнуть представитель искусства ?"
А про пошлую тематику выставок, проходящих в самых известных музеях нашей страны, даже и говорить не хочется, невольно напрашивается мысль о неадекватности их директоров...
Сейчас можно найти как хорошие сайты для самообразования и развития в сфере прекрасного, так и попасть в ловушку мимикрирующих блогеров, можно записаться на многочисленные мастер-классы, обещающие в короткий срок сделать из вас мастера. Только разум подскажет вам правильные пути : нельзя объявить академическое искусство пройденным, если вы его не прошли, нельзя злые карикатуры сумасшедших "художников" принимать за " новое искусство". Двадцатый век, к сожалению, назвал искусством всего - навсего часть прибыльного бизнеса, это почти " лохотрон" 90-х, не поддавайтесь уловкам !
Если образ намеренно искажён в сторону уродства, если явственно выступает творческое бессилие автора, если циник берёт в руки кисть, - такое художество найдёт радостный отклик в опустошённых скукой от пресыщения кучки ироничных дельцов. Они тут же начнут искать пути "впаривания в массы этой новой клюквы", чтобы заработать. Меньше всего они думают об искусстве и его предназначении. Сопротивляйтесь этому и берегите свой внутренний баланс, сохраняйте красоту в своём сердце ! Удачи.