Осень - прекрасная, чарующая пора романтики! И пока многие видят в этом периоде лишь серость и уныние, на самом деле это великолепное время, когда очень много истинной красоты! Особенно повезло велосипедистам, ведь они могут взять своего верного железного коня и отправиться на встречу с сезонным великолепием, совмещая приятное с полезной нагрузкой для поддержания формы!
Вот только осеннее катание имеет ряд особенностей, на которые разумно обратить внимание, ведь быть подготовленным - значит обеспечить гарант уверенности и дополнительной радости от прогулок на своём любимом двухколёсном "товарище".
Если вы один из тех счастливчиков, кто не собирается убирать велосипед в дальний угол с наступлением холодов, то вот набор советов о том, как превратить свою "велоосень" в настоящую цветастую сказку и насладиться ею в полной мере!
В целом осенние катушки мало чем отличаются от беззаботных и солнечных летних, порой даже погода стоит очень приятная и в меру тёплая, что никаких особых мер не понадобится.
Но всё же чаще осенние деньки характеризуются ненастьем, ухудшением условий и похолоданием, к этому как раз и придётся подготовиться.
Будем утепляться, но делать это правильно и без фанатизма.
Одежда для катания осенью
Для осени хорошо подойдёт в меру тёплая одежда, надеваемая желательно "под низ", при этом сохраняющая свободу движений и лёгкость.
Во-первых, нагружать себя лишним весом вовсе ни к чему, это лишь даст ненужную дополнительную нагрузку и снизит комфорт;
Во-вторых, если одежда будет излишне тёплой, то в процессе активного педалирования станет жарко, райдер будет потеть, а это совсем нежелательно.
В выборе одежды руководствуемся необходимым минимумом: вниз одевается что-то обтягивающее и удерживающее тепло, например водолазка, лёгкий свитерок, тренировочные штаны, также отличным вариантом будет модное нынче термобельё (стоит дорого, но характеристики хорошие);
поверх достаточно будет лёгкой ветровки, которая плотно закрывала бы шею и такие же ветро-влагозащищенные спортивные штаны. Не стоит бояться замёрзнуть, поскольку активное педалирование заставит выделять тело тепло, а правильно-подобранная одежда будет удерживать его и сохранять комфортные ощущения в поездке, не приводя к крайним состояниям - переохлаждению или наоборот потению. Так же из одежды не помешает лёгкая шапочка и перчатки, - эти элементы одежды не дадут охлаждаться жизненно важным зонам, которые быстрее всего теряют тепло.
Гарантированно, что в таком кажущемся минимуме одежды вам будет очень тепло и уютно, при условии активного педалирования, разумеется.
С приходом холодов чаще всего велосипедиста встречают с распростёртыми объятиями затяжные дожди, морось и грязь. Такие капризы способны оттолкнуть от велопрогулок многих, хотя секрет удовольствия прост и как всегда кроется в сознании. Вместо того, чтобы сетовать на погоду и расстраиваться из-за неизбежного - куда правильнее и приятнее просто изменить к ней своё отношение.
Ведь что плохого в дожде и серости? Наоборот, такое состояние природы заботливо дарит разнообразие, а иногда колкий и чуть язвительный осенний дождь может подарить забытое ощущение полноты жизни, гармонии с природой.
Однако человек - существо достаточно хрупкое (особенно современный житель мегаполиса), поэтому вот так беззаботно "купаться под дождём" в своё удовольствие может быть чревато последствиями в виде ослабления иммунитета, заболеваниях и т.п. Поэтому, ко всему лучше подходить поэтапно, а лишний раз лучше не промокать под дождём и не мёрзнуть! Но как же тогда кататься в период затяжных осенних осадков? Всё просто, достаточно лишь предусмотреть защиту, притом как для себя, так и для драгоценного велосипеда, ведь его тоже ни к чему пачкать лишний раз. В качестве защиты наездника от лёгкого дождя отлично подойдёт спортивная куртка с влагоотталкивающим/влагозащщитным покрытием, такую куртку лучше сразу одевать в качестве основной на случай непредвиденного дождя в поездке.
Но вот если дождь усилится, то такая одёжка уже не спасёт и потребуется "тяжёлая артиллерия", в качестве неё выбираем дождевик.
Современные дождевики компактны, мало весят и неплохо защищают от промокания. Даже если байкер будет выглядеть в нём слегка нелепо, помните, что лучше уж смириться с этим в угоду сохранности здоровья, восстановить которое бывает очень непросто. Что же касается грязезащиты велосипеда (да и своей одежды), то тут вариантов немного и поможет лишь установка хороших современных широких крыльев, благо выбор этих недорогих пластиковых изделий сейчас в изобилии. Весь период до следующего лета рационально будет не снимать крылья в каждой поездке, ведь никогда не знаешь, когда внезапный дождь застанет врасплох.
Осенью световой день сокращается, что особо актуально для любителей вечерних покатушек. Сия беда может коснуться всех, ведь выезжая засветло в длительную поездку можно не рассчитать/забыть про время, в итоге возвращаться домой уже в полной темноте, а это рискованно. Поэтому настоятельно рекомендуется приобрести комплект фонарей, который в общем-то пригодится в любой сезон. Современные фонари даже не обязательно всегда "возить на велосипеде" в установленном состоянии, а достаточно будет лишь установить крепления, а сами фонари кинуть в рюкзак или велосумку до востребования, тем самым создаётся меньше неудобств и ничто не мешает тогда, когда свет не требуется. Для чего нужно освещение на велосипеде объяснять не нужно - это безопасность самого велосипедеста, но в большей степени окружающих.
Ведь велосипед в темноте для обычных пешеходов (или других участников движения) - это едва шуршащее плохо заметное пятно, которое в темноте может стать практически невидимым и неразличимым, к тому же движется всегда быстро и времени на реакцию мало. Поэтому всегда обозначайте себя для других светом фонарей, пусть это будет за правило безопасной езды в тёмное/ночное время суток. Велосипед - это средство повышенной опасности для окружающих, помните об этом! Ну и конечно же, хорошие фонари выполняют своё основное предназначение, они сделают поездку в условиях ограниченной видимости комфортной, лёгкой и безопасной, поскольку правильно настроенные осветительные элементы с достаточной мощностью хорошо высвечивают пятно дороги, что крайне необходимо для упреждающего реагирования на различные ямы и выбоины, любые сюрпизы дороги.
Как обслуживать велосипед осенью
Ещё одна особенность "чёрно-белых" дней кроется в неожиданном для многих: за велосипедом надо тщательнее следить, проверять и смазывать.
Дело в том, что катания в грязи и воде, типичные осенью, крайне губительно сказываются на всех открытых механизмах, коих у любого велосипеда огромное количество. Грязь и вода может попадать на зубья кассеты и цепь, забиваться в переключатели и рубашки тросиков, сдирать подобно наждачке масляную плёнку. Если вовремя не очищать и не смазывать такие нагруженные узлы, то износ не заставит себя долго ждать и придётся менять компоненты на новые быстрее чем кажется, а это часто незапланированное и дорогостоящее дело. Поэтому лучше предупредить и вовремя позаботиться о сохранности основных элементов велосипеда. Возьмите за привычку после каждой поездки чистить весь велосипед если позволяют условия, или хотя бы осматривать цепь, звёздочки, вилку и прочие открытые участки на предмет сильной грязи. При обнаружении последней необходима механическая чистка (иногда со снятием, например цепи), а после смазывание отдельных узлов, которые в этом нуждаются. К сожалению, непростые погодные условия предполагают повышенное внимания к велосипеду, стоит это иметь в виду заранее, дабы избежать неприятных последствий.
Адаптируем стиль катания под условия среды
Наконец, имеет смысл чуть изменить свой стиль езды с учётом особенности погодных и иных условий, дарованных "огненно красным великолепием".
Независимо от того, где вы привыкли кататься чаще и что предпочитаете: спокойные умиротворяющие парковые зоны с ровными асфальтовыми дорожками или же непреодолимую жесть грунтовых непролазных тропинок - изменения ожидают везде и будет очень хорошо, если получится их учесть на практике. Во-первых, в осеннюю пору часто повышается влажность, и даже если не идут дожди, то дорожное покрытие может быть сырым и влажным, а значит сцепление колёс неизменно падает.
Ещё на дороге появляется ворох разноцветных ярких листьев, и если эстетически такой "ковёр" вызывает восторг и крайнюю степень умиления, то с практической точки зрения для велосипеда так же страдает уверенная "сцепка" там, где вы привыкли беззаботно рассекать на своём двухколёсном друге. Что можно предпринять, дабы не терять уверенность и безопасность? Как автомобилисты приучены менять стиль езды с приближением зимы, так вполне разумно сделать и нам, велобайкерам.
Ничего особо хитростного не потребуется: просто снижайте скорость и будьте более аккуратны и внимательны! Не стоит нестись сломя голову по незнакомым дорожкам, даже если они асфальтовые, да и на хорошо изученных трассах лучше поумерить свои экстремальные пристрастия. На более низкой скорости появится больше контроля за велосипедом и соответственно уверенности. Также имеется рецепт для борьбы с "потерявшимся" сцеплением: спускаем слегка в покрышках рабочее давление до 2 атмосфер или ниже, а конкретно так, чтобы велосипед слегка проседал под вами и покрышка ехала бы на всей своей площади рисунка. Крутить педали станет чуть тяжелее, но и удержание велосипеда даже на больших скоростях будет куда более уверенным, а значит можно особо ни о чём не переживать, а просто наслаждаться катанием.
Хорошей всем, яркой и воодушевляющей осени в седле любимого байка!