Найти тему
Лилия Габдрафикова

О "вышедших из Орды" и других служилых татарах - воинах, строителях, предпринимателях...

На радиостанции "Эхо Москвы" выходит любопытная программа "Дилетанты". Авторы (В.Дымарский, С.Бунтман, С.Шаргунов) представляют ее как передачу "о связях истории и современности". Недавно один из выпусков "Дилетантов" посвятили истории татарского народа, сложной и противоречивой. Возможно, кто-то пропустил этот любопытный разговор двух интеллектуалов.

Данный выпуск вел Сергей Бунтман, который на самом деле вовсе не дилетант в истории татар, да и его собственная родословная немного пересекается с Казанью.

Сергей Бунтман - первый заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы»
Сергей Бунтман - первый заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы»

Интересно, что через историю служилых татар авторам удалось показать историю всего народа: от Золотой Орды с Казанским ханством до 1917 года. В ходе беседы были затронуты и обрусевшие выходцы из "Орды", и военная служба татар после взятия Казани, их роль в эпоху Смуты, в реформах Петра I , жизнь татар в XVIII-XIX веке, роль татарского предпринимательства в стремительном промышленном развитии Поволжья и т.д.

Собеседником Сергея Бунтмана выступил мой коллега, историк-марджанист Радик Римович Салихов.

Радик Салихов - доктор исторических наук, академик АН РТ. Фото: https://www.tatar-inform.ru
Радик Салихов - доктор исторических наук, академик АН РТ. Фото: https://www.tatar-inform.ru

Расшифровка всей программы, как всегда, есть на сайте "Эхо Москвы", а саму передачу можно посмотреть на Ютуб-канале радиостанции (ссылка на видео есть в конце статьи). Здесь привожу фрагмент беседы:

С.Бунтман― Но вот подводя итог, мы скажем… Если проходить эту историю здесь. Историю о жизни татар уже в России, когда она оформилась как государство. Сумели ведь сохранить и свой фактор, и культурно-этническое самосознание, с ассимиляцией, без… Такой очаг сохранился очень мощный. Вот за счет чего это удалось?
Р.Салихов― Это очень важный вопрос для современного татарского народа. Какие механизмы, стимулы, какие факторы способствуют выживанию народа, казалось бы, в самых неблагоприятных условиях. В первую очередь, все-таки, мне бы хотелось сказать, что татары по своему менталитету являются государственными людьми. Потому что на протяжении всей истории, предков татарского народа это было постоянное строительство, создание государства. И переход из, предположим, Казанского ханства, вхождение в состав русского государства, не был катастрофой для татарского народа. Это был просто новый этап истории.
С.Бунтман― Он был очень драматичным, очень трагичным.
Р.Салихов― Очень драматичным, согласен, тяжелейший… У многих народов в тот период была очень драматичная и трагическая история. Тем не менее, они сумели найти себя. Как мы уже отмечали, это и военная служба, и предпринимательство, это и обширное духовное движение. Татары, служилые татары, они становились не только предпринимателями, они становились религиозными деятелями, учеными, которые влияли на умы. Они составили интеллектуальную элиту всего татарского народа. Это особенно проявилось во второй половине 19, начале 20 века. Когда Ренессанс нашей культуры произошел. То есть, тут вопрос выживания. И это выживание опиралось на созидательные основы, а не на противостояние.
Например, в Казанском крае уже в 17 веке мы видим абсолютно мирные отношения между русским населением и татарским. То есть, люди жили рядом, они понимали, что им надо выжить, а чтобы выжить, надо жить дружно. То есть, это какое-то особое общество формировалось. Оно было, в принципе, терпимо с религиозной точки зрения...