Найти тему

Сосна алеппская, сосна иерусалимская. Ученые, наконец, разгадали эту тайну.

Пророк Исайя, тот, который известен своими соображениями относительно Мессии и его прихода, так описал труд плотника:
«Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его»
(Исайя 44:14)

В современном иврите сосна называется «орен» (ארן), это, к тому же, еще и относительно популярное мужское имя, наравне с именем «Алон», что означает «дуб». Однако же, если мы посмотрим на оригинальный текст книги Исайи, то увидим, что на месте сосны упомянута תרזה, что, вроде как, означает «липа» и произносится - «тирза». В английском же переводе Библии короля Якова мы видим слово ilex, что на русский переводится как «падуб» или «остролист», вечнозеленый дуб.
В Библии часто встречаются названия различных деревьев, очень часто упоминается дуб, с почтением говорится о кедре, который использовался в постройке Храма, упоминаются различные кустарники, но нигде больше нет упоминаний о сосне, если вообще таковая упоминалась словом «орен».

Ботаники, оказывается, долгие годы бились над вопросом – является ли сосна исконным деревом на Святой земле или завезенным? Такая постановка дела может удивить, ведь если в Израиле и есть какие-то леса – то это, прежде всего, леса сосновые. Но, по рассмотрении, выясняется, что леса в центре страны и иерусалимском предгорье высажены усилиями израильского земельного фонда, и это не пиниевая сосна, присущая Средиземноморью, а сосна "алеппская", или, как ее еще называют – "иерусалимская". По-научному она называется Pīnus halepēnsis, и если присмотреться, то можно увидеть в первом слове на указание на дерево, из полена которого был сделан Пиноккио – именно так, из соснового полена, но из сосны пиниевой, которая еще называется "итальянской сосной".

Пиния и алеппская сосна отличаются друг от друга тем, как растут их ветви – алеппская сосна растет ветвями в стороны, а шапка пинии напоминает верхушку растения укропа, что-то в виде зонтика.
В Израиле сосны стали высаживать с целью облесения сухих горных склонов, для оживления земли и создания тени. Кто-то из местных ботаников обратил внимание на то, что сосна не создает подлесок и предложил разнообразить посадки, и высаживать смешанные леса. Это предложение раскололо местных ботаников на два враждующих лагеря – нету хуже врагов, нежели спорящих ученых или литераторов, сторонники сосны долгое время брали верх, чем можно объяснить доминирование сосновых лесов в Израиле.
С другой стороны, сосна, как и олива, не требует много воды и неприхотлива к почвам. По растительным меркам у сосны относительно не долгий срок жизни, лет так сто, корни она пускает неглубокие. Когда сильно греет средиземноморское солнце – а греет оно так не меньше шести месяцев в году, хвоя сосны издает сильный аромат, в которым угадывается древесная смола. Запах этот приятный и в сочетании с прогретым воздухом считается целебным На Крите сосновую смолу добавляют в вино рецина, что сообщает ей незабываемый вкус – им хорошо запивать жареные ставридки, сидя в порту Пирея и глядя в морскую даль. Говорят, что сосна легко воспламеняется из-за этого содержания смолы, но в жарком сухом климате легко горит любая древесина, сухие ветки и опавшая хвоя, потому так важно не относиться с огню легкомысленно – пожары здесь нередки и распространяются очень быстро и охватывают большие пространства.

Кроме итальянской сосны – в Италии ее еще называют pino domestico – «домашней сосной» ввиду широкой распространенности, в Израиле высаживается большое количество калабрийской сосны, и в последние годы ей отдается бОльшее предпочтение, нежели алеппской сосне. Вообще сосен существует на свете, оказывается, великое множество, есть даже пицундская сосна!
Самый крупный В Израиле сосновый лес – Эштаоль - находится в месте, где шоссе из Тель-Авива в Иерусалим начинает свой подъем в предгорье. Место это называется Шар ха-Гай – «врата долины», а на арабском оно зовется «Баб эль Вад». В 50-е была популярная песня с таким названием, повествовавшая о боях в этих местах во время Войны за независимость.
Лес Эштаоль раскинулся на холме, внизу в долине разбиты многочисленные виноградники, и ближе к шоссе мы увидим еще и эвкалиптовый лес – или тут были болота, с которыми боролись с помощью эвкалиптов, или лес был посажен в рамках кампании по озеленению страны и укреплению почвы.

«Понт шумит за чёрной изгородью пиний,
Чьё-то судно с ветром борется у мыса,
На рассохшейся скамейке старший Плиний,
Дрозд щебечет в шевелюре кипариса»
(И. Бродский)