Современный российский книжный рынок – это больная тема не только для издателей и редакторов, но и любого читателя. Не секрет, что он находится в очень непростом положении: падение спроса на книгу с одной стороны и появление большого количества новых авторов – с другой, нарушают торговый баланс и сбивают спрос-предложение на рынке.
В настоящее время крупные книжные дома занимают лидирующие позиции, не давая проходу маленьким издательствам. Первые продают раскрученных авторов и ожидаемые новинки, а вторые экспериментируют с жанрами и новыми именами – риск, который, к сожалению, не всегда себя оправдывает. Вторая проблема книжного рынка – это тенденция к сужению специализации издательств. В наши дни многие редакторы работают в одном направлении, ориентируясь на целевую аудиторию, которая непостоянна. Малейшее колебание в интересах и вкусах читателей грозит такому издательству финансовым крахом.
Третья проблема – это недостаток кадров при выпуске книги. Увы, но в 21 веке одного талантливого автора мало: избалованный читатель требует красивой картинки, качественного шрифта, твердой обложки, захватывающих рецензий, исчерпывающей информации о писателе и редакции. Поэтому современное издательство отчаянно нуждается в неограниченном количестве специалистов самого узкого профиля (иллюстраторов, наборщиков текстов, редакторов, переводчиков, маркетологов), которых, как всегда, не хватает.
Четвертая проблема – это организационные трудности торговли. Печальная статистика наглядно демонстрирует крайне низкий уровень книжного ассортимента в регионах. Складов не хватает, торговых площадок тоже, поэтому продвинутый покупатель заказывает книгу через Интернет.
И, наконец, последняя и, наверное, самая главная проблема – это массовое падение интереса к книге. По данным опросов, многие россияне спокойно обходятся без чтения и даже считают такое положение дел «нормальным». Равнодушие и безразличие к великому и могучему русскому языку, хорошей прозе и красивой поэзии, почти повальное отсутствие интереса к новым именам плачевно сказываются на покупательной способности и в буквальном смысле душат книжный рынок.
Вместе с тем нельзя не признать, что книга все-таки еще держится на плаву, а читатель пока не вымер. К счастью, в России никогда не переведутся энтузиасты-интеллектуалы, готовые работать из принципа и читать из спортивного интереса.
Пресс-служба ОАММПП