Обратился к нам клиент с такой проблемой – машина плохо заводится, плохо тянет, в подъем вообще может заглохнуть и потом не заводится, пока не остынет.
Итак, сегодня у нас в ремонте Toyota Prado, 90-й кузов, двигатель 3RZ.
Стоит ГБО с простыми форсунками Valtek Type-30, редуктором Аляска, в общем такое, которое только выбросить, не место ему под капотом авто.
Двигатель работает неровно, налицо пропуски зажигания. По совокупности симптомов ясно, что система зажигания тут ни при чем. По заявлению клиента в нескольких сервисах проблему решить так и не смогли, в том числе и в газовом. Рекомендовали заменить трамблер, на всякий случай, может быть поможет. Ну да, ну да. И сказали, что какая-то общая проблема. Вот это точно – машина сломалась.
Повторимся, что «пропуски зажигания» могут происходить в двигателе и при полностью исправной системе зажигания. Потому что в этом процессе принимают участие и другие детали, а именно – форсунка, поршень, кольца, собственно блок двигателя, цилиндр, если точнее, клапаны ну и т.д.
На вопрос «какой реальный пробег?» клиент ответил честно – скручивали до меня не раз, и, по всей видимости, пробег под полмиллиона, причем на газе тоже не одна сотня.
Масло ест? Немного, в пределах разумного для своих лет.
Замер компрессии на уже подостывшем моторе тоже не особо пролил свет, ну немного понижена. Забегая вперед, скажем, мы сразу подозревали, что беда в клапанах. Крышку ГРМ долой, одного взгляда на кулачки достаточно – зажаты. Щуп 0,05 мм, который никак не хотел лезть ни в один выпускной, это радостно подтвердил.
Резюме: выпуск зажат весь, на впуске – пара клапанов по 0,1 — 0,15, остальные в норме.
Дальше долго и муторно пришлось шлифовать шайбы, чтобы выставить необходимые зазоры.
Разумеется, были заменены сальники свечных колодцев и прокладка крышки ГРМ.
О чудо, двигатель заработал ровно и пропала та самая «какая-то общая проблема».
И каков вывод – двигатель пострадал от газа? За полмиллиона-то километров? И да, и нет. Как мы уже говорили, валтекам с аляской место на свалке, и явно бывали бедные смеси, но помилуйте, уж тысяч через триста хотя бы (умолчим о мануале, он рекомендует это делать несколько чаще) можно было тепловые зазоры проверить и отрегулировать, как положено, заказав шайбы уменьшенной толщины? Конечно же нет, на авто просто ездили, пока оно практически не встало. А тут только на спидометре 300 000… И скрутили неизвестно сколько. И никто в двигатель не лазил. Что ж, одним словом – миллионник, этот старый и надежный 3RZ.
И еще мы хотели бы дать рекомендации владельцам авто с неизвестно кем и когда установленным ГБО. Не тянет на газе – переключайтесь на бензин. Не эксплуатируйте авто на газе, приезжайте на диагностику ГБО. Если вы купили уже видавшее виды авто с вообще неизвестной историей – загоните в нормальный сервис (читайте, к нам), где разбираются в ДВС, а не просто умеют сканер подключать и говорить «ну это у вас пропуски зажигания, тут это, газ стоит, может из-за него, может еще какая причина, общая». Это просто смешно. 3RZ, ребята, старый добрый, древний как мамонт, надежный как слон, цепная рядная четверка, из электроники на нем – только трамблер да свечи. Пусть посмотрят нормальные специалисты, зазоры измерят тепловые и т. п.
Владелец еще легко отделался. Сгорели бы клапаны – здравствуй, демонтаж ГБЦ.
Следующий день – уже другой Прадо, 120-й, с таким же 3RZ. Плохо едет. Те же валтеки, та же аляска. Будь они неладны. Эх. Подключаем компьютер – при более-менее нормальном давлении в редукторе время впрыска 8 — 9 мс на ХХ. А газовые форсунки могут 4 — 4,5. Это значит… что форсунок нет. Зажаты. Разбираем, подключаем индикатор часового типа, а ход 0,2 мм, на некоторых 0,25 мм. Как говорится, еще бы оно работало. Норма 0,5 мм, а на такой двигатель, где 40 л. с. на один цилиндр – полагается 0,6 мм. Хозяин эксплуатировал машину «потихоньку», на протяжении нескольких лет (!), ездил неоднократно к газовщикам, те что-то там настраивали компьютером. Форсунки физически не открываются. Физически! Каким компьютером? Какие карты топливные там настраивали?
Слушаем владельца, пока суд да дело. При желании обогнать на трассе кого-либо кнопкой переходил на бензин. Мда… Что тут скажешь. Русский мужик ко всему привыкнет. Регулируем, ставим все обратно. Пробный заезд. Владелец удивлен – ого, она и 80 км/ч на газе едет! Да легко. И оборотов держит меньше. А что не ехала? Говорит, если только с горы… Дальше рассказывать, наверное, излишне. Благо, что называется, двигатель не положил с такими «специалистами». Теперь давите на газ смело, она и 80, и 140 поедет))))
Однако форсунки эти работают на 3RZ просто на пределе возможностей и мы рекомендуем замену их на более скоростные в будущем.
Итог нашей двухдневной работы – плюс два довольных клиента.
Задавайте любые вопросы комментарием или личным сообщением и подписывайтесь на наш канал. Будет интересно.