Задумывались ли вы, почему археологи и историки такое внимание уделяют изучению способов погребений в тех или иных культурах?
Способ захоронения всегда отражает мировоззрение, философию мировосприятия людей их макрокосм. Вернется ли душа в этот мир и в это ли тело, всегда отражено тем или иным обрядом погребения или кремации, равно как и степень включенности Человека в большую Систему – Мiр, как вселенную. Ряд северных этносов оставлял покойного для "разбирания" плоти животными, в то время, как южные культуры достигли высот в области бальзамирования плоти и всячески препятствовали её растворению в иных сущностях.
Реинкарнация – понятие знакомое не только индусам, большая часть северных народов (ханты, манси, эскимосы, чукчи…) имеют аналоги реинкарнации в своих культурах, более того, их понятия душ во многом соответствуют описаниям чакр.
Понимание взаимосвязей с природой и бесконечной причинно-следственной связи взаимных влияний, формировало максимально возможно гармоничное (для тех условий) существование, предотвращающее от скатывание в Антропоцен.
Именно это отражало преемственность и круг перерождений , приведя (без знания физических законов) к осознанию, что «форма непостоянна, а непостоянство - форма».
Понятно, что на способы погребения влияли климатические и территориальные особенности местности, но в основе всегда лежал аспект нужности тела, как сосуда души. На территории нашей страны соседствовали и неоднократно сменяли друг друга и кремация, и погребение. Например, у древлян и полян (предков поляков) было принято трупосожжение, а у славян - трупоположение задолго до христианства.
Распространение захоронений в современном виде пришло в основном с христианством. Будучи авраамической религией (раннее христианство считалось сектой иудаизма), христианство унаследовало от иудеев важность хранения тела (хотя бы косточки, без которой невозможен Суд души).
Немаловажными являются слова, отражающее обрядовое действие.
Похороны – относительно недавно использующийся для этого действия термин. Этимология «похорон» восходит к праславянскому *хоrnа, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. хоронити, ст.-слав. хранити, родственно авестийскому haraitē «остерегается, бережётся». Помимо санскрита у нас есть несколько древних родственных индоевропейских языков, с которым русский развивался параллельно, как пальцы на одной руке. Авестийский один из них.
А «погребение» этимологически происходит от праславянского *grebǭ, *gre(s)tī, и восходит к праиндоевр. *ghrebh-. знач. «грести (веслами)», породившие и грабли, и гроб, и погреб.
Помните ритуал погребения древних скандинавов? Воинов укладывали в ладью, деревянную или каменную, и кремировали со всем необходимым скарбом. Ладья, как средство соединения среднего мира (настоящего) с нижним (прошлым) и верхним (будущим) встречается в мифологии большинства народов. У викингов это был Корабль мертвых, Солнечная ладья у египтян, древние греки попадали в царство Аида, переплывая Стикс на лодке Харона.
Араб Ибн-Фадлан, посетивший в 1-й половине X века Волжскую Булгарию, описывал виденный им по дороге ритуал кремации знатного руса в ладье с рабыней. Детали архаических религиозных обрядов русов имели отчётливый скандинавский облик (напомню, что Балтику называли Варяжским морем, а у норвегов с нами общая гаплогруппа). В дальнейшем ладью заменили гробы в форме домовины более всего напоминающие корабль.
Погрести – означало отправить тело в безвозвратный путь, похоронить - схоронить до воскрешения (сразу вспоминается «Сказка о спящей царевне»).
Но это всё касается оседлых народов. Любопытно, что у некоторых кочевых народов, была традиция ставить памятный знак не на месте ухода, а на месте прихода в этот мир.
Это всё навело меня когда-то на мысли о том, что обряд тщательного сохранения сосуда души (в нижнем мире), всегда отражается в реальности (в среднем мире) развитием культа тела и приводит к обеднению духовной жизни (верхнего мира). Примеры: Древняя Греция, Римская империя, мы в настоящем…
Возможно, народы не хранящие сосуд, но сохраняющие традиции (его наполнение), чтят память не формальную, не ограниченную кладбищенской оградкой, и в любой момент способны интегрироваться с прошлым в настоящее ради будущего, где настоящее всегда последствие прошлого выбора, а будущее предопределяется соотнесением с прошлым...
На «Этнографических чтениях» 2018 года был любопытный доклад со статистическими данными о современных надгробных памятниках. Давно ушло в прошлое дерево, требовавшее постоянного обновления, а, следовательно, неразрывности цепочки поколений и наметилась очередная устойчивая тенденция к выбору долговечных материалов. Возможно, это следствие нарушения семейных традиций и индивидуализации сознания? Современный человек, погребающий близких, всё менее уверен, что после его ухода о них будут помнить, навещать, ухаживать, и выбирает формальную «прочность».
Но что есть память? Память это мысль*.
И наши жизни памятники ей.
Погрести её нельзя схоронить.
Где ставить запятую, вам виднее.
С теплом,
Ваша Лиса
_________
* "Память" восходит к древнерусскому «мять» (мнить, думать).
** Материал написан давно, но так и не собрался в публикацию. Оставлю размышЛИСмами. Пусть живёт)
#лисаленагармашева #размышлисмы #листочки #этнография #философия