Найти тему

Где узнавать тренды?

Статья подготовлена для студентов курса «Product Manager IT-проектов» в образовательном проекте OTUS.

Исследование трендов — один из первых шагов дискаверинга гипотез продакта. Они являются ключевыми внешними источниками идей и развития продукта. В этой статье мы поделимся с вами своими источниками трендов.

Исследования трендов Мэри Микер

300+ слайдов, которые охватывают все технологические вопросы – от продаж смартфонов в США до конкуренции технологических компаний в Китае. В 2019 году ключевым тезисом исследования было то, что интернет продолжает медленно расти, и у него появляется все больше новых пользователей, особенно выходящих в сеть с мобильных устройств, семь из 10 лучших компаний мира по капитализации рынка занимаются технологиями, четыре из первой шестерки находятся в США. Продажи электронной коммерции выросли на 12,4 % по сравнению с предыдущим годом, что чуть выше прироста в 12,1 %, замеченного в 2017. Продажи в физических магазинах тоже до сих пор растут, пусть в 2018 году они увеличились всего на 2 % по сравнению с предыдущим годом. Электронная коммерция занимает около 15 % от доли розничных продаж в США.

https://techcrunch.com/2019/06/11/internet-trends-report-2019/

Gartner Hype Cycle

Hype cycle — это графическое отображение проникновения, адаптации и социального влияния специфических технологий. По кривой можно понять, какие технологии пока рано принимать, какие не надо забывать, а какие находятся на росте использования.

https://www.gartner.com/en/research/methodologies/gartner-hype-cycle

Gartner Magic Quadrant

Графическое отображение ситуации на рынке, позволяющее оценить возможности продуктов и самих производителей. В своих отчетах Gartner рассматривает не только качество и возможности программного обеспечения, но и характеристики разработчика в целом, например, опыт продаж и работы с клиентами, полноту понимания рынка, бизнес-модель, инновации, стратегии маркетинга, продаж, развития индустрии и др. На основе оценки по ключевым параметрам вендоры разбиваются на 4 группы: лидеры, претенденты на лидерство, дальновидные и нишевые игроки.

https://www.gartner.com/en/research/methodologies/magic-quadrants-research

Отраслевые продуктовые и маркетинговые исследования (Hubspot, Wordstream, РБК, etc):

• https://blog.hubspot.com/marketing/buyer-behavior-statistics;

• https://www.wordstream.com/blog/ws/2019/03/18/state-of-the-agency-report;

• https://marketing.rbc.ru/. Агрегаторы статистики, информация по компании:

• https://www.gks.ru/ — Росстат;

• http://www.levada.ru/ — Левада-Центр;

• https://www.usa.gov/statistics — USA.Gov;

• https://ru.tradingeconomics.com/ — экономический агрегатор Tradingeconomics;

• https://gradoteka.expert/ — единая база данных социально-экономических, финансовых и правовых показателей;

• https://www.rush-analytics.ru/ — сервис поисковой аналитики, собирает статистику по запросам из разных баз.

Product Hunt — https://www.producthunt.com/

Это площадка для продвижения стартапов, где пользователи могут голосовать за понравившиеся проекты, поднимая их в топ. Каждый проект представлен в виде записи в одну строчку, в которой помещается краткое описание и ссылка на сайт. Именно такой контент и такой инструментарий дают демократически понять, что сейчас в тренде, а что не очень. Также присутствуют проработанные обоснования продуктов на уровне рынка и возможной экономической выгоды.

Стартап-акселлераторы

Перечень топов —https://rb.ru/list/they-succeeded-and-you-can-too/, https://vc.ru/hr/51038-akseleratory-na-lyuboy-startap-spisok-luchshih-programm-v-rossii-i-ssha.

Узнавая, во что инвестируются средства и силы, в какие технологии, можно сделать вывод, что конкретно находится в поле тренда стартапов и инвесторов.

Отчеты инвесторам от компаний

Агрегатор, например, такой — https://www.e-disclosure.ru/.

Понять на прозрачных бизнес-цифрах, какова эффективность того или иного бизнеса, помогают отчеты, которые компании готовят для инвесторов и публикуют для всех.

Лидеры мнений и эксперты отрасли

Также отлично помогает нетворкинг и общение один на один с экспертами на всяких мероприятиях. Вот хороший список конференций для продактов — https://space.productsense.io/post/30-konferentsij-dlya-menedzherov-produkta-upravlentsev-i-predprinimatelej.

Подглядывание за более развитыми странами

Например, отдельная история про Казахстан — есть отставание года на 2 по появлению новых трендов от России. Там всегда этим пользуются, ведь копирование успешных решений — это один из путей к успеху в интернете. Смотрят, что делают сейчас в рунете, и значит есть время повторить это в Казахстане. В России в большинстве сегментов такой же эффект по сравнению с США, хотя менталитет и уровень аудитории не так явно совпадают.

Какие новости и тенденции популярны в мире и вашей стране? Растут ли поисковые запросы по вашему бренду? Кого выбирают пользователи: вас или конкурентов? Инструмент Google-тренды расскажет об этом и многом другом.

Информационные ресурсы с постами стейкхолдеров

В России — https://vc.ru/, https://www.cossa.ru/, https://rb.ru/, https://habr.com/.

В мире — https://medium.com/, https://www.facebook.com/.

Сервисы, агрегирующие тренды

Например, https://signum.ai.

Другие полезные статьи смотрите в моём телеграм-канале https://t.me/FreshProductGo или в телеграме соавтора этой статьи Владимира Меркушева (@vladimir_merkushev).

Когда Product-менеджеру надо проводить CJM? 13 октября пройдет онлайн демо-урок «CJM (customer journey map): от гипотез до продуктового сценария».
Сергей Колосков из OZONE познакомит вас с этим инструментом на примерах разных компаний. Во время занятия вы научитесь строить CJM, чтобы выявлять проблемы пользователя и узкие места в идее или продукте. В итоге вы сможете использовать результаты CJM при создании продукта.