Статья подготовлена для студентов курса «Product Manager IT-проектов» в образовательном проекте OTUS.
Исследование трендов — один из первых шагов дискаверинга гипотез продакта. Они являются ключевыми внешними источниками идей и развития продукта. В этой статье мы поделимся с вами своими источниками трендов.
Исследования трендов Мэри Микер
300+ слайдов, которые охватывают все технологические вопросы – от продаж смартфонов в США до конкуренции технологических компаний в Китае. В 2019 году ключевым тезисом исследования было то, что интернет продолжает медленно расти, и у него появляется все больше новых пользователей, особенно выходящих в сеть с мобильных устройств, семь из 10 лучших компаний мира по капитализации рынка занимаются технологиями, четыре из первой шестерки находятся в США. Продажи электронной коммерции выросли на 12,4 % по сравнению с предыдущим годом, что чуть выше прироста в 12,1 %, замеченного в 2017. Продажи в физических магазинах тоже до сих пор растут, пусть в 2018 году они увеличились всего на 2 % по сравнению с предыдущим годом. Электронная коммерция занимает около 15 % от доли розничных продаж в США.
https://techcrunch.com/2019/06/11/internet-trends-report-2019/
Gartner Hype Cycle
Hype cycle — это графическое отображение проникновения, адаптации и социального влияния специфических технологий. По кривой можно понять, какие технологии пока рано принимать, какие не надо забывать, а какие находятся на росте использования.
https://www.gartner.com/en/research/methodologies/gartner-hype-cycle
Gartner Magic Quadrant
Графическое отображение ситуации на рынке, позволяющее оценить возможности продуктов и самих производителей. В своих отчетах Gartner рассматривает не только качество и возможности программного обеспечения, но и характеристики разработчика в целом, например, опыт продаж и работы с клиентами, полноту понимания рынка, бизнес-модель, инновации, стратегии маркетинга, продаж, развития индустрии и др. На основе оценки по ключевым параметрам вендоры разбиваются на 4 группы: лидеры, претенденты на лидерство, дальновидные и нишевые игроки.
https://www.gartner.com/en/research/methodologies/magic-quadrants-research
Отраслевые продуктовые и маркетинговые исследования (Hubspot, Wordstream, РБК, etc):
• https://blog.hubspot.com/marketing/buyer-behavior-statistics;
• https://www.wordstream.com/blog/ws/2019/03/18/state-of-the-agency-report;
• https://marketing.rbc.ru/. Агрегаторы статистики, информация по компании:
• https://www.gks.ru/ — Росстат;
• http://www.levada.ru/ — Левада-Центр;
• https://www.usa.gov/statistics — USA.Gov;
• https://ru.tradingeconomics.com/ — экономический агрегатор Tradingeconomics;
• https://gradoteka.expert/ — единая база данных социально-экономических, финансовых и правовых показателей;
• https://www.rush-analytics.ru/ — сервис поисковой аналитики, собирает статистику по запросам из разных баз.
Product Hunt — https://www.producthunt.com/
Это площадка для продвижения стартапов, где пользователи могут голосовать за понравившиеся проекты, поднимая их в топ. Каждый проект представлен в виде записи в одну строчку, в которой помещается краткое описание и ссылка на сайт. Именно такой контент и такой инструментарий дают демократически понять, что сейчас в тренде, а что не очень. Также присутствуют проработанные обоснования продуктов на уровне рынка и возможной экономической выгоды.
Стартап-акселлераторы
Перечень топов —https://rb.ru/list/they-succeeded-and-you-can-too/, https://vc.ru/hr/51038-akseleratory-na-lyuboy-startap-spisok-luchshih-programm-v-rossii-i-ssha.
Узнавая, во что инвестируются средства и силы, в какие технологии, можно сделать вывод, что конкретно находится в поле тренда стартапов и инвесторов.
Отчеты инвесторам от компаний
Агрегатор, например, такой — https://www.e-disclosure.ru/.
Понять на прозрачных бизнес-цифрах, какова эффективность того или иного бизнеса, помогают отчеты, которые компании готовят для инвесторов и публикуют для всех.
Лидеры мнений и эксперты отрасли
Также отлично помогает нетворкинг и общение один на один с экспертами на всяких мероприятиях. Вот хороший список конференций для продактов — https://space.productsense.io/post/30-konferentsij-dlya-menedzherov-produkta-upravlentsev-i-predprinimatelej.
Подглядывание за более развитыми странами
Например, отдельная история про Казахстан — есть отставание года на 2 по появлению новых трендов от России. Там всегда этим пользуются, ведь копирование успешных решений — это один из путей к успеху в интернете. Смотрят, что делают сейчас в рунете, и значит есть время повторить это в Казахстане. В России в большинстве сегментов такой же эффект по сравнению с США, хотя менталитет и уровень аудитории не так явно совпадают.
Google Trends — https://trends.google.ru/trends
Какие новости и тенденции популярны в мире и вашей стране? Растут ли поисковые запросы по вашему бренду? Кого выбирают пользователи: вас или конкурентов? Инструмент Google-тренды расскажет об этом и многом другом.
Информационные ресурсы с постами стейкхолдеров
В России — https://vc.ru/, https://www.cossa.ru/, https://rb.ru/, https://habr.com/.
В мире — https://medium.com/, https://www.facebook.com/.
Сервисы, агрегирующие тренды
Например, https://signum.ai.
Другие полезные статьи смотрите в моём телеграм-канале https://t.me/FreshProductGo или в телеграме соавтора этой статьи Владимира Меркушева (@vladimir_merkushev).
Когда Product-менеджеру надо проводить CJM? 13 октября пройдет онлайн демо-урок «CJM (customer journey map): от гипотез до продуктового сценария».
Сергей Колосков из OZONE познакомит вас с этим инструментом на примерах разных компаний. Во время занятия вы научитесь строить CJM, чтобы выявлять проблемы пользователя и узкие места в идее или продукте. В итоге вы сможете использовать результаты CJM при создании продукта.