Найти в Дзене
Строительный мир

И снова о мегапроекте западного полушария: актуальность, противники и интересы России. Поговорили с бывшим Послом РФ

Мы уже дважды писали о масштабном проекте западного полушария, который по-прежнему остается лишь на бумаге. Хотя совсем недавно казалось, что грандиозная стройка начнется вот-вот. Более подробно с историей Никарагуанского канала можно ознакомиться в наших предыдущих публикациях по ссылке ниже.

Во время подготовки первого материала мы направили некоторые вопросы бывшему Чрезвычайному и полномочному послу России в странах Латинской Америки (Эквадор, Уругвай, Парагвай, Аргентина) Яну Анастасьевичу Бурляю. После 45 лет работы в МИД СССР и РФ Ян Анастасьевич ныне занимает должность Директора Центра ибероамериканских программ МГЛУ.

Мы не успели включить комментарии эксперта в ранее вышедший материал, поэтому публикуем их в формате интервью отдельной статьей.

© Kaidor / CC BY-SA 4.0 (За последние 150 лет были рассмотрены различные маршруты. Зеленым обозначен современный вариант канала)
© Kaidor / CC BY-SA 4.0 (За последние 150 лет были рассмотрены различные маршруты. Зеленым обозначен современный вариант канала)

— Ян Анастасьевич, зачем понадобился Никарагуанский канал, если есть канал Панамский, который совсем недавно модернизировали?

— Проект строительства трансокеанского канала через территорию Никарагуа имеет огромное значение как для центральноамериканских стран, так и для международных морских судоходных компаний. Дело в том, что Панамский канал, который обеспечивает торговлю Чили, Перу, Эквадора, Колумбии, а также тихоокеанских штатов США и Мексики с Западной Европой, ограничен для прохождения крупнотоннажных судов. Мало того, стоимость прохода одного судна через канал постоянно растет и в настоящее время достигает 500 тысяч долларов. Не надо забывать при этом, что судно должно будет вернуться из Европы в родной порт. Иными словами, реальная стоимость удваивается.

— Сегодня Никарагуа — одна из беднейших стран Америки. Как реализация этого проекта отразится на экономике государства?

— Реализация проекта, безусловно, будет способствовать росту экономики Никарагуа. Участие в нем могут принять не только инженеры, техники и рабочие-строители из Никарагуа, но и из соседних государств, в первую очередь из Гондураса и Сальвадора, где экономика, как и во всех странах региона, носит монокультурный характер.

— Главные критики проекта утверждают, что строительство подобного гидротехнического сооружения негативно повлияет на окружающую среду. Так ли это?

— Что касается опасений по поводу негативных последствий от строительства канала, то, насколько нам известно, каких-либо серьезных исследований на этот счет не проводилось. Естественно, что использование вод крупнейшего в регионе озера Никарагуа для прохода морских судов должно осуществляться под строгим контролем соответствующих служб, а может быть, и международных неправительственных организаций.

— Одна из главных претензий — запасов питьевой воды станет меньше, сотни гектар плодородных земель лишатся орошения.

— Что касается использования вод озера Никарагуа для орошения сельскохозяйственных угодий и для удовлетворения бытовых нужд населения, то беспокойство, испытываемое по этому поводу западными экспертами, кажется нам преувеличенным. Водоем занимает 20-е место в списке крупнейших озер мира, а длина его достигает 180 километров. При условии строгого мониторинга за судоходством загрязнения вод удастся избежать.

— Известно об участии России в проекте. Есть договоренности по охране будущего объекта, если он будет построен. Хотя после неудачи с китайскими инвесторами говорили и о том, что Никарагуа надеется привлечь инвестиции из России. Каковы интересы нашей страны в этом масштабном проекте?

— Россия заинтересована в наращивании экономического потенциала Никарагуа, которая является одним из наших союзников и поддерживает российскую позицию по самым острым международным проблемам. Думается, что и российским строителям нашлось бы место для участия в этом важнейшем проекте. Главная задача заключается в обеспечении его надежного финансирования. Трудностей здесь немало.

Читайте: Великий трансокеанский канал Никарагуа: самая масштабная стройка американского континента снова под вопросом