Найти в Дзене
Live Games Zen

i7 10700k/i9 9900k VS R9 3900X - что лучше в играх? Тесты в стоке и в разгоне.

Доброго времени суток. Вот вышли новые Ryzen 5000, Intel анонсировала впопыхах Rоcket Lake, выход которых ожидается в Марте 2021 года, а мы с вами, пожалуй, посмотрим на то железо, которое уже есть на рынке, и успевшее со временем подешеветь в борьбе за выбор покупателя.
Что же, присаживайтесь поудобнее джентльмены, наливайте в свои бокалы чай, берите сладкую булочку, и готовьтесь внимать то, что мы подготовили для вас.
ДАННЫЙ ТЕКСТ ПОДГОТОВЛЕН ДЛЯ КАНАЛА i2HARD, РОЛИК С ТЕСТАМИ ДАННЫХ ПРОЦЕССОРОВ ВЫ НАЙДЁТЕ В КОНЦЕ СТАТЬИ!

-2
-3
-4

Для начала, коротко и ясно о семействе Comet Lake. Есть утверждение, что озеро комет это всё тот же старый добрый 5-летний Skylake, и те кто так говорит, определенно правы. Однако, Skylake старый, но не бесполезный, архитектура получилась крайне удачной, с хорошим показателем производительности на такт, и до сих пор успешно конкурирует с AMD Ryzen, будь они на 12 или даже 7 нанометровом техпроцессе. Вопрос здесь лишь в энергопотреблении и нагреве, которые по сути, являются единственными точками уязвимости перед конкурентом. Однако, возвращаясь к архитектуре, столь долгая жизнь обусловлена еще и тем, что она легко масштабируема, позволяя без проблем наращивать процессорные ядра. При этом у процессоров обнаруживается хороший частотный потенциал – даже 10-ядерные 10900к способны преодолеть планку в 5Ггц. С нюансом в виде энергопотребления, конечно. Также, свою роль играет политика Intel - менять архитектуру вкупе с технологическим процессом. То есть, смена архитектуры нас ждёт только при переходе на долгожданные 10-нм.
В этом году Intel предлагает нам очередную инкарнацию Skylake. Старичок бахнул стероидов, и где-то приобрел рельефа в виде Hyper-Threading, а где-то нарастил мускулов в виде дополнительных ядер.

-5
-6

Однако это всё было бы бесполезной тратой времени и кремния, а потому инженерами Intel был допилен припой, а именно уменьшена толщина процессорного кристалла, с 800 до 500 мкм. Крышка самого процессора стала толще, дабы между распределителем и самим чипом оставался контакт. И это улучшило ситуацию - теплоотвод стал интенсивнее, чем на i9 9900, а это решило проблему критического перегрева. Тут стоит признать - то что Intel творит на 14-нм, не иначе как чудом не назовешь, а с другой стороны, деваться особо некуда, с той стороны фронта поджимают 7-нм Ryzen, которым подобные ухищрения как картошка мартовскому коту.
А ещё, для контроля частот и ТДП, Intel ввела две новых фичи Turbo Boost Max 3.0 и Thermal Velocity Boost.
Первая фича избирательно гонит «удачные» ядра при однопоточных нагрузках, повышая в таких случаях производительность на ядро, и уменьшая нагрев и потребление энергии при работе. В итоге все ядра как бы “спят”, не потребляя ватты, что положительно сказывается и на нагреве, и на жоре процессора. Вторая фича разгоняет ядра ещё сильнее, но только при двух обязательных факторах – температура менее 70 градусов, и соблюдение рамок установленного ТДП (базового, или установленного через BIOS).

-7

Вкупе всё это даёт высокие частоты и приемлемые температуры, что выливается в конкурентоспособную производительность в игровых и рабочих задачах. Главное обеспечить ЦПУ эффективным охлаждением.
Однако нововведения на этом отнюдь не заканчиваются. По доброй традиции, обновился и сокет – теперь это LGA 1200. Матплаты на этом сокете производятся с усиленным питальником и охлаждением, а топовый чипсет Z490 вышел из-за этого несколько дороже предыдущего Z390. Впрочем, на подходе и более доступные чипсеты, например W480 и H470, так что выбрать будет из чего.

-8

Пожалуй, это всё, что стоит знать о кометах. Старая, но надежная архитектура, высокие частоты и дополнительные ядра. У i7 10700k их к слову 8, с НТ на каждое ядро 2 потока – отличный компаньон как минимум R7 3700X, который наверное уже заскучал без должной конкуренции на рынке.
Тут Intel почесал репу, да перетасовал модельный ряд, сделав например, из недавнего топа i9 9900k более доступный i7. Получился ли ответ достойным, мы узнаем из результатов тестов - благо их у нас много, и на них определенно стоит взглянуть, ведь вы же, в конце концов, пришли сюда именно за этим, верно? Сравнивать новинку мы будем сразу с двумя чипами – предшественником i9 9900k, и представителем красной империи R9 3900X.

Ну типа того)
Ну типа того)

И так, перед началом тестов было бы логично рассказать о железе, на котором происходило сиё таинство. Конфигурации у нас было три:
RYZEN 9 3900X -
Материнская плата: MSI MEG X570 Godlike
ОЗУ: XPG Spectrix D60G RGB AX4U360038G14C-DT60
Видеокарта: ASUS ROG GeForce RTX 2080 Ti Strix Gaming OC
SSD: NVMe ADATA XPG SX8200 Pro 512 ГБ (Windows 10 Pro со всеми обновлениями)
SSD: Crucial MX500 1 ТБ (Игры и тестовые приложения)

i9 9900 -
Материнская плата: Asus Maximus XI Apex
ОЗУ: XPG Spectrix D60G RGB AX4U360038G14C-DT60
Видеокарта: ASUS ROG GeForce RTX 2080 Ti Strix Gaming OC
SSD: NVMe WD Black SN700 500 ГБ (Windows 10 Pro со всеми обновлениями)
SSD: SATA Crucial MX500 1 ТБ (Игры)

i7 10700 -
Материнская плата: Asus STRIX Z490-E
ОЗУ: XPG Spectrix D60G RGB AX4U360038G14C-DT60
Видеокарта: ASUS ROG GeForce RTX 2080 Ti Strix Gaming OC
SSD: SATA Transcend TS120GSSD220S 120ГБ (Windows 10 Pro со всеми обновлениями)
SSD: SATA Crucial MX500 1 ТБ (Игры)
Видеоадаптер на все три конфы был один - RTX 2080Ti в разгоне до 2Ггц, а по памяти + 700 мгц.

И так, тесты в играх - мы провели аж в трёх вариантах - стоковые частоты, разгон памяти, и разгон процессора и памяти.

-10

Far Cry 5 и New Dawn. Игра не слишком жадная до количества потоков, но активно юзающая производительность на ядро, и здесь процессоры Интел чувствуют себя как рыба в воде.
Стоковые значения:
i7 выдал средний фпс в 119 кадров, значение редких событий устаканилось на отметке в 83 кадра, очень редких событий 66 кадров.
i9 смог отрисовать уже 123 кадра, редкие события чуть лучше - 86 кадров, заметно лучше картина выглядит в очень редких событиях - 78 кадров.
R9 замыкает нашу тройку со 105 фпс в среднем значении, 72 фпс в редких событиях и 64 в очень редких событиях.
Сток + память: интересная картина - разгон память дал значительный буст всем процессорам, даже более заметный, чем от разгона самих ядер!
i7 выдаёт уже 140 кадров, значения 1% 102 кадра а значения 0,1% 92 кадра.
i9 всё так же чутка быстрее - средний фпс одинаковый, 140 кадров, редкие события 101 кадр (погрешность в 1 кадр), а очень редкие события 94 фпс.
R9 также подрос, но соотношение не изменилось - среднее значение 122 фпс, редкие события 85 фпс, очень редке - 75 фпс.
Разгон ядер и памяти так же даёт свой профит, пусть и не такой впечатляющий.
i7 отрисовал в среднем 144 кадра, редких событий 104 кадра а очень редких 97 кадров.
i9 же выдал 147 кадров в среднем, 105 фпс в редких событиях и 98 фпс в очень редких событиях.
R9 смог осилить планку в 130 кадров, редкие события в 89 кадров а очень редкие в 79 кадров.
Выигрыш 9900 у 10700 можно объяснить тем, что у 10700 исправлены кое-какие уязвимости, что могло слегка снизить итоговую производительность.

-11

Shadow of the tomb Raider. Игра весьма привередлива к подсистеме памяти, и активно юзает процессор, не стесняясь хапать как потоки, так и производительность на ядро.
Сток:
i7 не шутя выдал нам 147 кадров в среднем, 102 кадра в редких и 96 кадров в очень редких событиях.
i9 здесь почти в паритете - средний фпс 150, редкие события 101 кадр а очень редкие 95 кадров.
R9 отрисовал 126 кадров, 84 кадра в редких, и 79 кадров в очень редких событиях.
Сток + память:
Буст производительности просто невероятен!
i7 выдаёт 185 фпс в среднем, 122 кадра в редких и 114 кадров в очень редких событиях.
i9 рисует 186 среднего фреймрейта, 119 кадров в редких и 112 кадров в очень редких событиях.
R9 подготовил 156 кадров в среднем, 102 кадра в редких и 95 кадров в очень редких событиях.
Разгон + память:
Все процессоры улетают в космос…
i7 выдаёт 192 среднего фреймрейта, 127 кадров в редких и 119 кадров в очень редких событиях.
i9 подготавливает 194 кадра в среднем, 123 кадра в редких и 115 в очень редких событиях.
R9 нарисовал нам 158 кадров в среднем, 105 фпс в редких и 98 фпс в очень редких событиях.
В игре очень сильно роляет память, частоты ядер тоже улучшают картину, но уже не так сильно, 9900 всё так же немножко, но мощнее новинки.

-12

Аssassins creed: Оdyssey.
Открытый мир Ubisoft хорошо грузит процессоры, и здесь уже не всё так однозначно.
Сток:
i7 отрисовал средний фреймрейт в 103 кадра, 75 фпс в редких и 64 фпс в очень редких событиях.
i9 выдал 111 фпс в среднем, 80 фпс в редких и 69 фпс в очень редких событиях.
R9 выдаёт 108 фпс в среднем, 74 кадра в редких и 65 кадров в очень редких событиях.
Сток + память:
Разгон памяти также дал самый заметный буст, почти уравняв процессоры, с небольшим перевесом в сторону Интел.
i7 выдаёт 132 кадра в среднем, 87 кадра в редких и 67 кадров в очень редких событиях.
i9 выдал 132 фпс в среднем, 87 кадра в редких и 77 кадров в очень редких событиях.
R9 рисует 127 кадров в среднем, 83 кадра в редких и 69 кадров в очень редких событиях.
Разгон ядер и памяти:
Здесь же никакого буста не замечено вообще - средний фпс вырос на грани погрешности, а значения редких и очень редких событий даже слегка просели: у i7 на 1 и 3 кадра, у i9 на 5 и 6 кадров, у R9 на 3 кадра. Необъяснимо, но факт.

-13

Star Craft 2.
Игрушка далеко не новая, но для наглядности присутствует в нашем обзоре, тем более игра очень популярна среди игроков и поныне.
Сток:
i7 отрисовывает в среднем 76 кадров, 39 кадров в редких и 30 кадров в очень редких событиях.
i9 выдаёт 82 кадра в среднем, 41 фпс в редких и 35 фпс в очень редких событиях.
R9 подготовил 65 кадров в среднем, 35 кадров в редких и 29 кадров в очень редких событиях.
Сток+память:
И снова заметный прирост производительности от разгона памяти. Адепты “оперативка ничего не решает” рвут волосы на подмышках.
i7 выдаёт 89 кадров в среднем, 43 фпс в редких и 37 фпс в очень редких событиях.
i9 подготовил 93 кадра в среднем, 45 в редких и 38 в очень редких событиях.
R9 выдал 75 фпс в среднем, 39 фпс в редких и 32 кадра в очень редких событиях.
Ядра+память:
Буст есть, но эффект послабее чем от разгона памяти.
i7 выдаёт 96 кадров в среднем, 47 кадров в редких и 40 кадров в очень редких событиях.
i9 подготовил 99 фпс в среднем, 48 кадров в редких и 39 кадров в очень редких событиях.
R9 нарисовал 79 фпс в среднем, 43 кадра в редких и 37 кадров в очень редких событиях.
Здесь Интел также обходит АМД, а 9900 немного превосходит 10700.

-14

Total war three kingdoms:
Ну и куда без наших любимых стратегий? Тем более что современные графонистые стратежки нехило грузят процы отрисовкой каждого юнита на карте, а потому присутствие игры в тесте более чем необходимо.
Сток:
i7 выдаёт 104 фпс в среднем, 63 кадра в редких и 54 кадра в очень редких событиях.
i9 отрисовал 108 кадров, 64 фпс в редких и 56 фпс в очень редких событиях.
R9 подготовил 96 кадров в среднем, 57 кадров в редких и 51 кадр в очень редких событиях.
Сток+память:
Уже тенденция - настройка подсистемы памяти даёт ощутимый буст фреймрейта.
i7 выдал 131 кадр в среднем, 75 кадров в редких и 63 кадра в очень редких событиях.
i9 выдал 130 фпс в среднем, 76 кадров в редких и 65 в очень редких событиях.
R9 отрисовал 118 фпс в среднем, 71 кадр в редких и 63 кадра в очень редких событиях.
Разгон ядер же снова не дал хоть сколько то ощутимого прироста, а потому попросту бесполезен.

-15

Watch Dogs 2.
Шоколадная прогулка на высокополигональном мопеде по толерантному Сан-Франциско.
Сток:
i7 выдаёт 78 кадров в среднем, 55 кадров в редких и 45 кадров в очень редких событиях.
i9 выдал всё тоже самое, но в очень редких событиях на 2 кадра больше - 47 фпс.
R9 подготовил 70 фпс в среднем, 48 кадров в редких и 31 кадр в очень редких событиях.
Сток+память:
Заметный буст от разгона памяти и в смотрящих пёселях!
i7 выдал 96 кадров в среднем, 66 фпс в редких и 55 фпс в очень редких событиях.
i9 подготовил 95 кадров в среднем, 55 кадров в редких и 59 кадров в очень редких событиях.
R9 нарисовал 89 фпс в среднем, 61 кадр в редких и 51 кадр в очень редких событиях.
Разгон+память:
Разгон ядер абсолютный юззлесс - прирост 2-3 кадра ШТОООООО???
i7 подготовил 98 кадров в среднем, 70 кадров в редких и 60 кадров в очень редких событиях.
i9 выдал 99 кадров в среднем, 69 кадров в редких и 61 кадр в очень редких событиях.
R9 подготовил 92 кадра в среднем, 62 фпс в редких и 51 фпс в очень редких событиях.
Всё наше трио показывает очень хороший результат, и налицо знакомая тенденция - в игровых задачах лучше выглядит Intel Core, а в рабочих задачах предпочтителен AMD Ryzen. Что касается 10700 и 9900, то у братьев близнецов здесь явная ничья.

Ну или просто подведём итоги...=)
Ну или просто подведём итоги...=)

И раз уж заговорили о них, вернемся к тестам i7 и i9 в двух наиболее показательных игр в нашем тесте - Ларке Лапочке и Одисее Ассасина. Что мы увидели? Практически идентичную производительность. Там где у 9900 на пару кадров выше значения редких или очень редких событий, 10700 выдал на пару кадров больше среднего фпс, и наоборот.
Что это значит?
А то, что синий неповоротливый монополист наконец-то сделал что-то стоящее - выкатил на рынок тот же i9 9900, только куда холоднее и дешевле, и снабдил его дополнительным софтом и примочками в виде турбобуста 3 и термал велосити. Шутка ли, в одинаковых условиях 10700 оказался на 10-15 градусов холоднее 9900!
Интел перестала отнекиваться от назойливого конкурента, и пусть и лениво, но начала бороться за своего покупателя. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Но то ли ещё будет - в Марте 2021 года выйдет Рокет Лейк на новой архитектуре!

-17

Ещё один важный вывод - настал тот момент, когда разгон подсистемы памяти стал не то чтобы приятным довеском, а первостепенной необходимостью для каждого геймера. Разгон памяти даёт прирост несоизмеримо больше, чем разгон процессорных ядер, при этом не накаляя процессор и не провоцируя жор энергии. Не гонитесь за частотами ЦП, гоните память! Заодно и на матплате сэкономите…

Гони меня полностью!
Гони меня полностью!

Благодарю всех, кто дочитал до этого момента. Воочию увидеть тесты вы можете в нашем видео, как всегда оставляю его вам, как и договаривались.

=^_^= Спасибо за просмотр, и до новых встреч! =^_^=