Найти тему

ПРОРОК ИСАИЯ (ч.28): ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ИУДЕИ

(Исаия 28)

После падения северного царства, Израиля, в 722 г. до н.э. Иудея всё больше и больше склонялась к союзу с Египтом. В главах 28—33 Исаия, как и веком позже Иеремия, показывает безрассудство заключённых без воли Бога союзов с Египтом. Ситуация оставалась той же: руководители не полагались на Бога. Большинство учёных сходятся во мнении, что дела, о которых здесь идёт речь, относятся к периоду царствования Езекии (715–695 гг. до н.э.).

ЕФРЕМУ: БОГ НАКАЖЕТ (28:1–6)

Укор (ст. 1–4)

Стихами 1–4, говорящими о наказании северного царства, открывается «Книга многократного горя».

«Горе венку гордости пьяных ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сражённых вином! Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силой повергает его на землю. Ногами попирается венок гордости пьяных ефремлян. И с увядшим цветком красивого убранства его, который на вершине тучной долины, делается то же, что бывает с созревшей прежде времени смоквой, которую, как скоро кто увидит, тотчас берёт в руку и проглатывает её» (28:1-4).

Слово «горе» (хой) является выражением скорбного звучания несчастья, грядущего на израильский народ (ст. 1). Исаия вспоминает предсказания гибели «ефремлян» (северного царства израильского) до их падения в 722 г. до н.э. (См. 7:8; 17:3). Метафора пьяных очень хорошо описывает растерянных, неумелых руководителей Израиля в последние годы его существования.

Господь выбрал крепкого и сильного производителя действий (ст. 2), Ассирию, чтобы она налетела на Его народ, словно мощный вихрь, несущий разорение и гибель (ст. 2, 3). На Ефрем эти захватчики будут смотреть, как на созревшую прежде времени смокву (ст. 4), которую, оценив её восхитительный аромат, жадно проглатывают.

Весть надежды: Господь спасает (ст. 5, 6)

«В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славной диадемой для остатка народа Своего, и духом правосудия для сидящего в судилище, и мужеством для отражающих неприятеля до ворот» (28:5, 6).

Среди горя появляется весть надежды. Ложная «красота» и «слава» стиха 1 сменяется истинной красотой и славой в день Господнего спасения «остатка [Его] народа» (ст. 5). Господь пропитает судей надлежащим «духом» и обещает быть их «мужеством» в сражении (ст. 6).

РЕЛИГИОЗНЫМ ВОЖДЯМ: БОГ БУДЕТ СУДИТЬ (28:7–13)

Вожди «побеждены вином» (ст. 7, 8)

Суть первого «горя» начинает открываться в стихах 7 и 8. Исаия осуждает руководителей Иудеи, которые подобны падшим вождям Ефрема.

«Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков: побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительной блевотиной, нет чистого места» (28:7, 8).

«Священник и пророк» (ст. 7) сравниваются с пьяницами. Неважно, на самом ли деле они были пьяны, главное — что они поступали беспорядочно и безответственно. И это те самые мужи, которым Господь поручил обеспечивать народу божественное водительство! (См. Втор. 18:18; Лев. 10:11) «Эта фраза указывает на то, что обе группы одинаковы по своей сути и отвратительны Яхве» (Хейли).

«Ибо все столы наполнены отвратительной блевотиной, нет чистого места» (ст. 8) — тошнотворное описание оргии, приведшей к невосприятию всего духовного.

Вожди отвергали пророка (ст. 9–13)

Как сказал Мотьер, «отвергнутое слово благодати становится словом осуждения». Именно это и произошло с народом Иудеи.

«А говорят: "Кого хочет он учить ведению? И кого вразумлять проповедью? Отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? Ибо всё заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного". За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. Им говорили: "Вот — покой, дайте покой утруждённому, и вот — успокоение". Но они не хотели слушать. И стало у них словом Господа: "Заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило — тут немного, там немного", так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены» (28:9-13).

Люди и их вожди насмехались над пророком: «Кого хочет он учить ведению? И кого вразумлять проповедью?» (ст. 9). Руководители и народ отвергли знание. Это стало причиной вавилонского пленения (5:13). Когда взрослые, зрелые люди закрывают уши, не желая слушать наставление, то они ведут себя подобно малым детям, поющим детскую песенку (ст. 10), превращая её в дразнилку Божьих заповедей и правил. Это становится серьёзным обвинением мужчин и женщин Иудеи в незрелости. Так и сегодня многие учителя выбирают какую-то одну часть Божьей вести, игнорируя остальные. Все должны следовать примеру Павла, который «не упускал возвещать… всю волю Божию» (Деян. 20:27). Когда Исаия предрёк, что «за то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу», он, возможно, имел в виду ассирийцев. Павел использовал эти слова стиха 11, чтобы сказать, что невразумительная речь, какой бы впечатляющей она ни казалась с виду, для зрелого мышления не представляет никакой ценности (1 Кор. 14:21).

Отказ Иудеи слушать (ст. 12) привёл к трагическим результатам. Нежелание внимать слову Господа с самого начала было постоянным грехом Израиля (Втор. 8:20; Иис. Н. 5:6). Автор второй книги Паралипоменон пишет, что «Он посылал к ним пророков для обращения их к Господу, и они увещали их, но те не слушали» (24:19).

ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРАВИТЕЛЯМ: БОГ УКОРЯЕТ ХУЛИТЕЛЕЙ (28:14–22)

Этот раздел начинается и заканчивается призывом к хулителям прислушаться к слову Господа. Несбыточные надежды, возбуждаемые лжепророками, противопоставляются истинной безопасности, исходящей из подлинного слова Господа.

Слушайте слово Господа (28:14, 15)

«Итак, слушайте слово Господа, хулители, правители народа этого, который в Иерусалиме. Так как вы говорите: "Мы заключили союз со смертью и с преисподней сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, потому что ложь сделали мы убежищем для себя и обманом прикроем себя"» (28:14, 15).

Исаия призывает народ Иудеи: «Итак, слушайте слово Господа…» (ст. 14). Здесь он делает вывод, сравнивая политических и религиозных вождей Иерусалима с теми, кто стал причиной падения северного царства.

Пророк так называет этих вождей: «хулители, правители народа этого, который в Иерусалиме». «Хулители» (латсон) — наиболее сильный негативный термин в Ветхом Завете для описания нечестивых. Хулитель — это дерзкий, высокомерный, надменный человек, который поворачивается спиной ко всему хорошему. Он не желает слушать наставление. Хулители часто осуждаются в Книге притчей Соломоновых. Дерек Киднер говорит: «Вред, который он наносит, это не случайный вред простого дурачка, а более серьёзный ущерб… со стороны сознательного нарушителя спокойствия». Какой обвинительный акт против этих правителей! Они не только выбрали неверный путь, но при этом ещё высмеивали правильный путь. Они не только сами были введены в заблуждение, но и получали удовольствие от того, что сбивали с пути народ.

Стих 15 описывает результат внешней политики правителей Иудеи как бы их собственными словами. Их ничем не аргументированный оптимизм основывался на «лжи» и «обмане». Договор с Египтом не защитит их.

На Сионе будет положен драгоценный краеугольный камень (28:16–22)

«Поэтому так говорит Господь Бог: "Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый: верующий в него не постыдится. И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства". И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподней не устоит. Когда пойдёт всепоражающий бич, вы будете попраны. Как скоро он пойдёт — схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нём будет внушать ужас. Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него. Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме, разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Своё, необычайное дело, и совершить действие Своё, чудное Своё действие. Итак, не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли» (28:16-22).

Бог говорит народу: «Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый» (ст. 16). Что или кто этот «краеугольный камень»? Сам Господь? Личность Бога, явленная в Иисусе? Вера? Мессия? Вероятно, всё это вместе даёт правильное понимание данного отрывка. Для людей в дни Исаии, несомненно, краеугольным камнем их веры было Господне обещание избавления. Однако в конце концов этот драгоценный краеугольный камень должен был реализоваться в Иисусе Христе. Так, Пётр процитировал этот стих, связав его с Иисусом: «Ибо сказано в Писании: “Вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится”» (1 Пет. 2:6). Павел сказал, что церковь «утвержден[а] на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:20). Павел дважды обращался к этому стиху (Рим. 9:33; 10:11), чтобы показать, что Иисус есть тот краеугольный камень, на котором христиане должны строить свою веру.

«Мерило» и «весы [отвес; Современный Перевод]» (ст. 17) — те инструменты, которыми пользуются строители в целях обеспечения горизонтальной точности сооружения. Бог измеряет верность Своего народа эталонами «суда» и «правды». Он «истребит» ложь, обнажив несправедливость и неправедность.

В этом контексте Исаия говорит о полнейшем безумии заключения союзов с Египтом во время напряжённой ситуации с Ассирией. «Союз со смертью», «договор с преисподней», «всепоражающий бич», «ужас» — те образы, которые изображают ассирийскую угрозу (ст. 18, 19). Стих 20 — это, наверное, популярная в то время пословица, говорящая о глупости и неуместности таких договоров и союзов. «Гора Перацим» и «Гаваон» (ст. 21) — это места, где Бог когда-то дал Израилю великие победы. (См. 2 Цар. 5:20; Иис. Н. 10:10, 11).

Этот раздел завершается словами: «Итак, не кощунствуйте…» (ст. 22). Это настоящее повеление, хоть и выраженное отрицанием: «Прекратите кощунствовать!» Вместе со стихом 14 оно как бы обрамляет раздел одинаковыми выражениями, которые мы видим в начале стиха 14 и в конце стиха 22. Акцент здесь делается даже не на действии хулителя, а на его личности.

УРОКИ ПРИРОДЫ: МУДРОСТЬ БОЖЬИХ ДЕЯНИЙ (28:23–29)

Чтобы проиллюстрировать правомерность Божьих деяний в предыдущих стихах, Исаия использует хорошо знакомые людям сельскохозяйственные картины. Как разные семена требуют разных приготовлений, так и Бог поступает со Своим народом по-разному. В области нравственности Он учит так же, как и в природе.

«Приклоните ухо, и послушайте мой голос; будьте внимательны и выслушайте речь мою. Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Нет. Когда уровняет поверхность её, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. И такому порядку учит его Бог его, Он наставляет его. Ибо не молотят чернуху катком зубчатым и колёса молотильные не катают по тмину; но палкой выколачивают чернуху и тмин — палкой. Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колёса с конями их, но не растирают его. И это происходит от Господа Саваофа — дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (28:23-29)

В стихе 23 даются четыре повеления, чтобы привлечь внимание слушателей к изрекаемой вести. Для иллюстрации сказанного Исаия прибегает к метафорам знакомой сельскохозяйственной практики (ст. 24–28). Именно Бог даёт «семя тому, кто сеет» (55:10). Бог «даёт прекрасный совет. Велика мудрость Его!» (ст. 29; Современный Перевод). Его планы и цели, которые мы видим в природе, поистине прекрасны. Слово «премудрость» (тушиях) означает «предвидение, позволяющее планировать наперёд», отсюда «премудрость», то есть мудрость, достигающая результатов.

БОГ КАК УЧИТЕЛЬ

Бог — неизменный Учитель Своего народа и всего мира. Прежде чем заключить завет со Своим народом, Он открывает им его смысл. Прежде чем просить их возрастать в Его детей, Он наставляет в необходимости и средствах этого возрастания. Прежде чем навести суд на какой-либо народ, он каким-то образом сообщает им причины этого суда.

Научение всегда является Его первым ответом на нужду человека. Он стремится вложить знание в человека и смутить его сердце. Почему Он спросил Адама в саду: «Где ты?» Он хотел не информации — Он знал, где Адам, хотя тот и прятался среди деревьев. Бог задал этот вопрос, потому что хотел открыть Адаму глаза на его грех. Желая, чтобы в сердце человека была преданность, которая приходит в результате понимания и принятия истины, Бог говорит людям: «Придите — и рассудим» (Ис. 1:18).

Его научение никогда не принуждает человека и не нарушает его волю. Оно характеризуется простотой, точностью и полнотой, но никогда не идёт в обход свободного волеизъявления человека. Он хочет, чтобы Его творение было в дружбе с Ним, а дружба зиждится на обдуманном и неизменном выборе души.

Он сделал научение единственным реальным путём к Нему. Человек должен прийти к Нему разумом и сердцем, с пониманием и бдительностью, сделав выбор в пользу истины, которую он понял и принял. Когда мы презираем Его слова, мы отсекаем себя от Его пути и тем самым разъединяемся с Ним.

Его научение всегда сосредоточено на основных принципах. Пьяные пророки и священники жаловались, что учение, преподносимое им, уж слишком просто, почти как механическое заучивание. Они говорили: «Заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило — тут немного и там немного» (ст. 10; см. ст. 13). Демонстрируя такое отношение, они презирали Божий священный подход. Он всегда будет обращаться к основам упования на Него, понимания и исполнения Его воли и поклонения Ему от чистого сердца. Даже когда Бог при необходимости прибегает к дисциплинарным мерам, Он делает это с целью научения. На критику пророков и священников Исаия ответил так: «Господь будет говорить с этим народом таким же лепетом и на чужом языке» (ст. 11; Современный Перевод). Пленение стало той классной комнатой, в которой Его народ усвоил ценные и незабываемые уроки.

Самая большая трагедия, которая только может произойти в мире, это когда люди отвергают Божьи учения. Бог говорил через Исаию: «Вот — покой», однако пророк сказал: «Но они не хотели слушать» (ст. 12). Что могло быть хуже? Бог учил их не ради Себя; Он желал наилучшей жизни им самим. Он хотел, чтобы они имели истинную жизнь.

Когда мы испытываем разочарование оттого, что люди отвергают наши проповеди о Божьей истине — по причине отсутствия интереса или из-за неповиновения, — мы должны помнить, сколько раз человек отвергал Бога. Как часто на протяжении своей многовековой истории Его высшее творение было глухо к Его назиданиям! И несмотря на это, наш Бог никогда не теряет терпения. То, что люди отвергают Его Слово, не останавливает Его. Он всегда будет оставаться небесным Учителем, потому что научение — Его путь. Он слишком мудр и милостив, чтобы предпринять какой-либо другой подход.