За моими плечами двенадцать лет работы в школе. С чем только не приходилось сталкиваться! Было много радости, которую дарили дети, было раздражение из-за требований системы, а ещё были стереотипы. И сегодня мне хотелось бы разрушить некоторые из них.
1. Уроки провёл – и свободен.
Многим кажется, что учитель провел уроки и может заниматься своими делами. Конечно, теоретически это возможно, только потом придется поздно вечером, ночью или рано утром готовиться к урокам, проверять тетради, заполнять отчеты – и это минимум! Вообще предполагается, что на подготовку к уроку должно уходить столько же времени, сколько на проведение. Конечно, всё это несколько условно. Ведь на подготовку урока по басням Крылова уйдёт одно время, а по «Преступлению и наказанию» - другое. А чтобы провести занятие в соответствии с нормами ФГОС, придётся придумать уйму нестандартных заданий. А проверка тетрадей! О! Могу сказать, что на стопку из 20 тетрадей у меня лично уходил час, из 30 – полтора. Но в день таких стопок было несколько.
2. Красивый почерк.
Конечно, учителю приходится писать разборчиво и следить за почерком, но о красоте говорить приходится не всегда. Каллиграфия – отдельное искусство, и его никто не требует. Кстати, не знаю, как другим учителям, но мне было легче писать на старых досках мелом, чем на современных маркером или стилусом.
3. Всё знает.
Увы, всего знать нельзя, даже в своей узкой сфере. Да, появляется опыт, но и наука не стоит на месте, нормы меняются. Допустим, ещё несколько лет назад слово «кофе» возможно было употреблять исключительно с прилагательными мужского рода, а сейчас допустимо использовать средний. Одна моя бывшая коллега с сорокалетним опытом работы в школе говорила, что каждый раз открывает тексты «Преступления и наказания» или «Войны и мира», потому как может забыть имена героев или перепутать какие-то детали. Да и так ли важно, помнит ли всё учитель, ведь главное, чтоб он мог привить любовь к предмету и получению знаний у других.
4. Замечает все ошибки.
- За что четыре? Я бы тебе два поставила за такую работу! Марья Петровна пожалела тебя, оболтуса! Да ей надо памятник поставить за то, что она вас учит! – отчитывала мама бедного Лёшу.
Почему же Марья Петровна не заметила ошибку? Вряд ли, пожалела. Когда тетрадей много, а «глаз замылился», действительно, можно упустить какое-то неверно написанное слово, особенно если почерк неразборчивый. И тут есть два варианта: пропустить ошибку или попросить ученика рассказать, что же за букву он написал.
Некоторые мои знакомые боятся мне писать сообщений в социальных сетях или мессенджерах, потому что не хотят ударить в грязь лицом. Но, видимо, я так устала анализировать школьные работы, что воспринимаю только суть сообщений, игнорируя ошибки.
5. Учителя – бездельники: два месяца отпуска, а ещё каникулы!
Каникулы – время, когда отдыхают дети. Чем занимаются учителя в это время? Педсоветы, консультации, отчеты. Если есть классное руководство, то проводят мероприятия с классом. Если нет классного руководства, то помогают тем, у кого есть. Попробуйте потратить полдня провести в кругу 10-20 подростков! Ох, не просто это! И не важно, куда их везти: в музей, театр или каток. Один убежал, другой отстал, третий решил спрятаться за деревом, четвертому срочно понадобилось купить воды.
6. Учителю легко исправить оценку.
Бывает так, что ученик что-то не выучил или допустил много ошибок. Учитель ставит двойку в журнал. Строгие родители требуют, чтоб ребенок срочно исправил двойку. И вот выучен параграф или написана заново работа. Но только двойка уже стоит. Раньше журналы были бумажные, регулярно их проверяли завучи и методисты. В крайнем случае учитель мог подтереть оценку лезвием и подправить. Но это надо было сделать так аккуратно, чтобы методисту при проверке не попалось это исправление на глаза. Для этого у учителей даже была специальная ручка для журнала, чтобы цвет был одинаковый. Сейчас всё переведено в электронный дневник. Но требования от этого только ужесточились. Если методист мог пролистнуть страницу, не заметив, то систему не обманешь. Она чётко отслеживает количество исправленных оценок. И учителю придется писать объяснительную, если таковых окажется слишком много. А школа может понизить свое место в рейтинге. Поэтому учитель может закрыть двойку, но не исправить её. И это не из-за вредности.
Давайте скажем #нет стереотипам о работе учителя!