Найти тему
ЛенТВ24

Юбилей одного из самых масштабных проектов Петра I – Мариинской водной системы

В этом году исполнилось 210 лет Мариинской водной системе. Грандиозный проект, задуманный еще Петром Великим и реализованный лишь спустя столетие уже Александром Первым.

Рукотворный путь длинной более тысячи километров действительно задумывал Петр Первый. Дорог-то нормальных нет, а новая столица страны нуждалась и в строительных материалах и в продуктах питания. Перевозить на плоскодонных судах было небезопасно — на Ладоге тонули тысячи кораблей.

Канал был разделен на участки: четыре версты — перемычка. Работы были сложные, очень много людей умирало. До прихода Христофора Миниха этот вопрос и не поднимался. Затем он приказал построить больницы, следил за рабочими. Были построены бараки, чтобы люди могли отдыхать.

Сам Петр выкопал первые метры канала. Но Император так и не дождался окончания строительства даже начального участка длиной в сто километров до Новой Ладоги.

Петр Первый хотел соединить Балтийское море с Каспийским при помощи водных путей. И в общем это было сделано. Конечно, Петр не успел увидеть свое детище: Староладожский канал. Хотя, по замыслу, канал должен был быть построен в течение трех лет. Строительство началось в 1719 году, и Петр успело прокатиться по части канала на своем ботике от Новой Ладоги до деревни Дубно.
Марина Брыкина, заведующая Новоладожским историко-краеведческим музеем
-2

Сегодня Мариинская водная система стала частью Волго-Балтийского пути и активно используется до сих пор. За исключением первого и самого старого участка: Староладожского канала от Шлиссельбурга до Новой Ладоги. Сегодня у него нет собственника, Волго-Балт отказался от него еще в середине прошлого века. А есть статус: памятник под охраной ЮНЕСКО. Потому что именно здесь сохранились черты той Мариинской системы, которую открывал император Александр Первый двести десять лет назад.

С одной стороны, поражает размах инженерной мысли. Для 18 и 19 веков это настоящий технологический прорыв. С другой стороны, каторжный труд бурлаков, которые на обычных веревках по дорогам, проложенным вдоль каналов, тянули груженые баржи. Путь из Рыбинска в Петербург занимал три месяца.

Все хотели пройти пораньше, была целая система штрафов, правил, своеобразные ПДД. Нельзя было обгонять, только рангам судов. Потому что когда обгоняют, они сталкиваются, путаются лямки бурлаков, огромная сложность.

-3

Вдоль канала еще сохранились булыжные мостовые. Остались и тропы, по которым тянули барки бурлаки. Кстати, в отличии от знаменитых волжских, они не были профессионалами. Это были местные жители. Современники описывали движение по каналу одним словом: столпотворение. Своей очереди на шлюзования суда ждали по две недели. Чтобы не создавать заторов, были созданы свои водные развязки.

Ныне канал частично обмелел, частично превратился в болото. И исчезновению исторической части Мариинской системы продолжается. Три года назад пытались наполнить каналы водой. Эксперимент провели на Малоневском канале в Шлиссельбурге. Экскаваторы углубляли дно, но при этом уничтожили исторический бечевник, искорежили шлюзы. Осыпалась и склоны канала, увлекая за собой асфальтовое покрытие.

Сегодня канал нуждается в защите. Охрана ЮНЕСКО лишь статус, не больше. А исторической водной артерии должен появиться хозяин. Иначе процесс разрушения станет необратимым. Со шлюза под Шлиссельбургом уже начала осыпаться гранитная обшивка.

-4