Найти тему
Okko

Похожая на сон: история испанского кино

Оглавление

Испанское кино — всегда феерия. Лишь на первый взгляд может показаться, что оно — едва различимая часть европейского. На самом деле оно, как фламенко среди других танцев, всегда узнаваемо с первых актов.

Его история имеет все те же вехи, что и история мирового: зарождение, бунтарская экспериментальная молодость, возвращение к видимому миру и интерес к жизни вокруг и зрелость со своим кругом интересов и неповторимым собственным голосом.

Приглашаем на обзорную экскурсию в испанский кинематограф. 18+

«Всё о моей матери», реж. Педро Альмодовар
«Всё о моей матери», реж. Педро Альмодовар

Первые шаги

Испания также горячо, как и все ее европейские соседи, встретила рождение нового искусства. Помимо большого количества корриды и прочих национальных чудес у испанцев был и свой Жорж Мельес, который понял, что камера способна не только запечатлеть существующий, но и создать свой собственный мир. Речь идет о Сегундо де Шомоне, которого европейские гиганты братья Пате (помните эмблему в виде Петуха в начале французских фильмов?) наняли с самого открытия барселонского филиала ктнотеатров в 1906 году.

Шомон — единственный испанец с мировым именем среди пионеров кино. Изначально он владел мастерской по раскраске фильмов, но делал это лучше всех и даже первым в мире начал применять трафареты вместо кисти. Шомон снял бракосочетание испанского короля и солнечное затмение, а затем в поисках столь же заметных сюжетов увлёкся жанром феерии, сам разрабатывал трюки и даже снял в 1908 году свою «Экскурсию на Луну», возможно, первый киноремейк международного хита в истории (оригинальное «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса покорило мировой прокат в 1902 году).

Первые бунтари

Во Франции 1920-х годов началась карьера другого всемирно известного испанского режиссера, и тоже под знаком феерии. Речь идёт о будущем главном киносюрреалисте Луисе Бунюэле. Бунюэль, помощник французского режиссера-авангардиста Жана Эпштейна, вместе с Сальвадором Дали снял «Андалузского пса», и хотя впервые его показали в Париже, в основе «Андалузского пса» все-таки сны двух мечтавших эпатировать публику испанцев.

«Забытые», реж. Луис Бунюэль (фото: Hulton Archive/Getty Images)
«Забытые», реж. Луис Бунюэль (фото: Hulton Archive/Getty Images)

Дали и Бунюэль и сегодня остаются самыми известными представителями сюрреализма, так что, несмотря на свою непростую родословную, для широкой аудитории сюрреализм — преимущественно испанский бренд. Легенда гласит, что для «Пса» избирались только те образы, которые поражали обоих создателей и желательно не имели никакого логического объяснения: рука с дырой в центре ладони, из которой выползают муравьи, полуразложившиеся ослы на рояле, в который, как в повозку, впряжена пара священников, и, наконец, знаменитый глаз, рассекаемый опасной бритвой.

Однако, отвлекаясь от легенд и забегая вперёд: сложные отношения с католической церковью и стремление к провокации — главное наследство и родовая черта испанского кино. Сам Бунюэль говорил, что на его родине средневековье продолжалось вплоть до Первой мировой войны. Традиционное воспитание, иезуитские школы, богатство одних испанских регионов и безнадежная нищета и отсталость других — вот тот контекст, в котором вырастают бунтари, знающие цену благочестивым убеждениям. Бунюэль на протяжении всей своей долгой карьеры оставался самым ярым насмешником над средним классом.

«Андалузский пёс», реж. Сальвадор Дали и Луис Бунюэль
«Андалузский пёс», реж. Сальвадор Дали и Луис Бунюэль

Его фильмы — это едкий комментарий к буржуазной и христианской морали, которые слишком много не учитывают в человеческой природе и неизбежно превращают своих последователей в лицемеров. Бунюэль не работал в Испании с начала Гражданской войны и до 1960 года, когда молодой коллега Карлос Саура убедил его вновь поработать на родине. В 1961 году в Испании Бунюэль поставил «Виридиану» — историю о молодой послушнице, которая мечтает посвятить себя людям, но облагодетельствованные ею нищие превращают то, что задумывалось ей как богадельня в притон. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь», был официально назван Римской католической церковью святотатством и запрещён в Испании, Италии и Бельгии.

Испания как она есть

С режимом Франко, как в любой тоталитарной системе, в стране заработала машина цензуры, а режиссеры-авторы вынуждены были прибегать к иносказаниям. Но официальный большой стиль франкизма оказался не так значителен, как повсеместный в Европе интерес кинематографистов к жизни как она есть. В Испании режиссеры тоже выбрались из павильонов на улицы и заинтересовались жизнью провинции и рядовых граждан, исподволь помещая в фильмы проблематику на злобу дня.

Самыми известными испанскими неореалистами были Луис Гарсия Берланга и Хуан Антонио Бардем, дядя актера Хавьера Бардема. Первый снимал гротескно-фарсовые комедии о конформизме и узаконенном сверху насилии. К примеру, самая известная его комедия «Палач» 1963 года — история о простом служащем похоронной конторы, которому для того, чтобы сохранить за собой квартиру нужно унаследовать от тестя должность палача. Хуан Антонио Бардем, режиссер-коммунист, которого, к слову, очень любили в СССР, получил мировое признание после фильма «Смерть велосипедиста» 1955 года о том, как супруга видного промышленника, возвращаясь вместе с любовником из загородной поездки, случайно сбивает велосипедиста. Любовники сбегают с места преступления, чтобы сохранить свой роман в тайне, но вскоре во время одного из выходов в свет один из приглашенных гостей начинает намекать женщине, что знает ее тайну. Кстати, недавний испанский прокатный хит триллер «Невидимый гость» имеет очень схожую фабулу.

Фернандо Рэй и Салвадор Дали на съемках фильма «Опасный свет на краю земли» (фото: Gianni Ferrari/Cover/Getty Images)
Фернандо Рэй и Салвадор Дали на съемках фильма «Опасный свет на краю земли» (фото: Gianni Ferrari/Cover/Getty Images)

Но лидером интеллектуального кино и главным наследником Бунюэля стал Карлос Саура, тот самый, что сманил тогда уже мексиканца дона Луиса вернуться на родину и снять «Веридиану». В наследники его записали из-за любви к жанру притчи, метафоричности и любви к снам и видениям. Саура вплетает воспоминания, сны, визуализированные желания и внезапные миражи в ткань реальности. Но кто возьмется утверждать, что они менее реальны?

Впервые о режиссёре широко заговорили в связи с триллером 1966 года «Охота» о трёх ветеранах Гражданской войны, которые встречаются ради охоты на кроликов, но постепенно в них все больше разгорается тлеющая все эти годы скрытая агрессия, и под прицелом вновь оказываются люди. Саура, как и Бунюэль, будет работать на длинной дистанции. После падения режима Франко он откажется от иносказаний, а его карьера и популярность в мире возрастут как никогда, но сны и фантазии навсегда останутся частью реальности в его фильмах.

В это же время в Испании процветает производство спагетти-вестернов с Клинтом Иствудом. Такие хиты как «Хороший, плохой, злой» (1966), «За пригоршню долларов» (1964), действие которых происходит в Мексике, на самом деле снимались на юге Испании. А вслед за Сержио Леоне в Испанию потянулись и голливудские постановщики, что обеспечило хороший прирост средств в испанскую кинематографию и рабочие места для местных производственных кадров. К примеру, в Испании частично снимался «Лоуренс Аравийский» (1962).

Испания как праздник

Альмодовар, Бандерас, Абриль на Берлинале (фото: Matias Nieto/Cover/Getty Images)
Альмодовар, Бандерас, Абриль на Берлинале (фото: Matias Nieto/Cover/Getty Images)

В 1980-е, когда все заслуженные кинематографисты Испании всё еще рефлексировали по поводу ушедшей в 1975 году эпохи Франко, в голос заговорило следующее поколение испанских режиссеров — тех, у кого не было травмирующего опыта воин, террора и цензуры. Центральной фигурой стал режиссёр, имя которого до сих пор для многих синоним испанского кино – Педро Альмодовар. Его «Закон желания» (1986) и «Женщины на грани нервного срыва» (1988) моментально стали мировыми хитами, а сыгравшие в них Антонио Бандерас и Кармен Маура — мировыми звёздами.

Новый Мадрид 1980-х – центр культурной жизни, свободной любви и вечного праздника. Альмодовар в своих комедиях положений показывает этот новый легкомысленный и блестящий мир, в котором любая трагедия оборачивается в фарс. В пересказе его фильмы часто выглядят как скабрезный анекдот, а на деле им всё прощается за красоту жеста.

Испания как экспортер

«Открой глаза», реж. Алехандро Аменабар
«Открой глаза», реж. Алехандро Аменабар

На поприще нового зрительского кино Испания тоже год от года набирает популярность. Многим известен Алехандро Аменабар, поклонник Кэмерона и Спилберга, автор зрительских хитов «Открой глаза» и «Море внутри».

Зрительский успех пришел к нему после ироничного молодежного хоррора «Снафф» (в России этот фильм более известен как «Дипломная работа») об одной пытливой студентке, собирающей материалы об эксплуатации насилия в массмедиа. Если триллеры Аменабара идеально выстроены по голливудскому образцу и универсальны, то фильмы другого испанского мастера Хулио Медема имеют легко узнаваемый испанский колорит. В его «Беспокойной Анне», посвященной погибшей сестре-художнице видны всё те же экспортные испанские страсти на грани китча и сентиментальности, плюс освежающая ирония над общественной моралью.

«Дикие истории», реж. Дамиан Сифрон
«Дикие истории», реж. Дамиан Сифрон

А Педро Альмодовар продюсирует фильмы молодых режиссёров и поставляет на мировые смотры все новые и новые зрительские хиты, такие как «Клан» (2015) Троперо о семье вымогателей, которые сделали похищения и убийства людей своим семейным бизнесом или черная комедия Дамиан Сифрон «Дикие истории» (2014), в которой поводом для эксцентрики становится криминальная сводка. Одним словом, испанское кино продолжает удивлять и шокировать, умело увязывая католицизм, мыльную оперу и возвышенную трагедию в один большой фильм-праздник.

Автор: Анастасия Сенченко

Смотрите испанское кино в Okko