Я недавно писала пост об онкологии и в нем употребила выражение "он заболел онкологией".
Это выдаёт во мне дилетанта: заболеть онкологией категорически нельзя, ибо онкология - это наука, которая борется с раком, а вот раком как раз можно заболеть.
Как-то я вела мероприятие в платье с открытой спиной. А у меня на спине есть родинка. Ко мне подошла подруга, которая работает в онкоцентре, с бокалом вина и сказала:
- Не нравится мне твоя родинка. Я тебя запишу к нам на понедельник или вторник. Ты когда можешь?
- Ух. Я думала, я на юбилее, а я, оказывается, на приёме, - пошутила я.
В целом, я не люблю, когда причиняют добро без запроса, но в данном случае "добро" может помочь спасти мою жизнь в случае, если она реально в опасности.
Поэтому я сказала подруге, что могу в понедельник. И в воскресенье. И в субботу. И в пятницу - а мероприятие было в пятницу - вот прямо сейчас я тоже могу.
Потому что не планирую умирать ближайшие несколько десятилетий.
Все выходные я не могла спать и зачем-то тревожно читала информацию о меланоме. Меланома - это злокачественная опухоль кожи.
Я читала истории пациентов, которые недооценили опасности "обычной родинки" (а эти "обычные родинки" есть у подавляющего большинства людей, они называются невусы) и, когда всё-таки дошли до врача, обнаружили себя уже в эпицентре диагноза, а меланома, как правило, очень агрессивна.
Я сильно повышу полезность этого поста, если напишу, в каких ситуациях важно проявить бдительность, потому что сама я теперь знаю это наизусть.
Существует алгоритм первичной диагностики невусов, который называется АККОРД.
Аккорд - это слово-аббревиатура, в которой каждая буква имеет свое значение – признак перерождения родинки:
А - асимметрия: неодинаковые края;
К - края становятся неровными волнообразными;
К - кровоточивость: из родинки идет кровь;
О - окрас: появление крапинок более темного или светлого цвета;
Р - размер. Увеличивается;
Д - динамика: появление корочек.
Моя родинка жила на спине и ни под один из вышеперечисленных пунктов не подходила.
А с другой стороны: именно из-за того, что она на спине, я не могу утверждать точно: подходила она или нет.
Хотя врачи настоятельно рекомендуют осматривать свое тело после душа или ванны на предмет АККОРДА.
Лучше всего для этого раздобыть два зеркала в полный рост и одно - с длинной ручкой. Такая комбинация зеркал позволит тщательно рассмотреть все участки своего тела.
Меня поразила собственная мнительность, с которой я стала прислушиваться к себе и диагностировать новые симптомы.
Мне немедленно стало казаться, что у меня слабость, головокружение и затруднено дыхание, и вообще, я, кажется, умираю.
Я прочла страшную статистику про солярии: что у двух из трех посетителей солярия до 50 лет выявляются меланома или рак кожи, а я зимой иногда ходила в солярий и называла это "погреться".
А еще солнце. Я люблю солнце, оно быстро окрашивает мою кожу в приятный шоколад, а еще я никогда не сгораю. Но солнце в зените - с 12 до 16 часов - это наиболее опасный ультрафиолет, в это время можно провести на солнцепёке 15 минут, а потом - аларм-аларм, бегом спасаться!
А я вроде и знаю все это, и кремами от солнца мажусь, но не помню, чтоб я летом ровно в полдень неслась под крышу с криком: "Ааааааа, уже пошла шестнадцатая минутааааа".
В общем, меня затрясло еще сильнее.
Мне захотелось немедленно прочесть что-то "успокоительное" - например, историю какого-то пациента, успешно победившего меланому.
Но ни на первой, ни на второй страничке гугла такой информации не было, зато была другая, окончательно меня запугавшая.
Я узнала, что злокачественные заболевания кожи – одни из самых распространенных онкозаболеваний в мире.
Я корила себя за то, что так легкомысленно отношусь к своим родинкам, которые могут быть смертельно опасны.
Диагноз рак много десятилетий является самым страшным "приговором" из возможных. Его боятся все, холодеют от ужаса, спрашивают у врача: "Сколько мне осталось?"
Не "Сколько мне лечиться?", а "Сколько мне осталось?"
Если человек фиксирует в себе недомогание, то самое первое и самое страшное предположение, которое возникает: "А вдруг у меня рак?"
Вот в этом месте, казалось бы - быстрее к врачу - БЕГОМ! - но многие наоборот не ходят в больницы, боясь услышать слово "рак" и предпочитая неведение - действию.
Я уже потом, когда моя родинка оказалась просто "обычной родинкой", думала о силе своей паники и поняла, что тот страх до сих пор живет и витает в воздухе именно потому, что мы мало говорим о победах.
Потому что боимся сглазить: рак - он безжалостный и хитрый, может уйти, а потом вернуться рецидивом с метастазами, пока мы празднуем победу.
И поэтому многие суеверно молчат.
А иногда еще люди застревают в диагнозе, даже когда выздоравливают, потому что он сам по себе - убедительное алиби для жизни, если не получается достичь результатов, которыми можно гордиться.
Тогда можно сказать, что главный результат - это война с раком и победа над ним, а не карьера, семья, диссертация или научные открытия.
И тут критично важно помочь выкарабкаться человеку из страшного прошлого, обнять и сказать: "Всё позади. Живи дальше! Живи заново!"
Время идёт, медицина развивается и на борьбу с болезнью выходят всё более высокотехнологичные методы лечения, современные лекарственные препараты и талантливые врачи.
И победить рак - вполне возможно.
Рак из приговора давно превратился в испытание - серьёзное, страшное, тяжелое, но совсем не обязательно смертельное.
В большинстве своём мы уже знаем, что ранняя диагностика здорово повышает шансы выкарабкаться из этой передряги с наименьшими потерями, только эту диагностику нужно самому себе максимально ответственно организовать.
И очень важно рассказывать о победах.
Чем больше будет личных историй о том, как удалось победить болезнь, чем больше информационной поддержки победам, тем меньше концентрация страха и выше концентрация надежды в обществе.
Бояться - нормально.
Но страх не должен блокировать жизнь.
Идеально, если он спровоцирует регулярные диспансеризации и ответственное отношение к своему здоровью, но не станет шлагбаумом, перекрывающим жизненные возможности.
На официальном портале Минздрава России об онкологических заболеваниях - можно ознакомиться с алгоритмом действий для раннего выявления болезни, а еще там есть раздел "Истории выздоровления".
Туда каждый человек может добавить свою историю выздоровления.
Это помогает создать круг поддержки и территорию надежды для тех, кто в настоящий момент борется с раком, а также снизить градус онко-напряженности в обществе.
Помните: рак - не приговор, а болезнь, которая лечится.