21,1K подписчиков

Легенда российского Hi-End: Усилитель "Обертон" на ГМ-70 Владимира Стародубцева

22K прочитали
Двухблочный ламповый усилитель "Обертон" на ГМ-70 является одной из последних разработок Владимира Стародубцева, стоящего у истоков  Российского Hi-End.

Двухблочный ламповый усилитель "Обертон" на ГМ-70 является одной из последних разработок Владимира Стародубцева, стоящего у истоков Российского Hi-End. К сожалению, его уже нет с нами достаточно давно - с 17 марта 2017 года. Стародубцев создал множество замечательных конструкций в сфере аудио - усилители, корректоры для винила, АС. Аппараты авторской сборки особенно ценятся на вторичном рынке, а его разработки используют многие любители хорошего звука, так как он никогда не секретил свои схемы и элементы конструкции. Компания "Три В", основанная Владимиром Стародубцевым в г. Таганроге, продолжает его дело и выпускает отлично звучащие аудио компоненты, которые могут иметь и новые схемные решения, но коллеги Владимира Александровича сохраняют выработанный им годами подход к разработке и производству.

"Обертон" на ГМ-70 - это мощный однотактный ламповый усилитель (25 Вт на канал), обладающий низким выходным сопротивлением - порядка 0.5 Ом (для лампового однотактника это очень хорошо). Усилитель имеет внешний БП с кенотронным выпрямителем и очень высоким выходным напряжением для питания анодов ламп ГМ-70 (+1150 В). Мне нужно было заменить все электролиты в обоих блоках (было превышение напряжения в сети и один электролит вспух), но как ни старался соблюдать все меры предосторожности, разок все-таки шваркнуло меня от неразряженного пленочного конденсатора анодного питания:) Могу сказать, что удовольствие это еще то:).

Усилитель "Обертон", блок питания
Усилитель "Обертон", блок питания

ГМ-70 - это очень не простая лампа для построения качественного усилителя и полностью раскрыть ее потенциал с анодным напряжением 800-900 В не получается - об этом неоднократно писал В. Стародубцев в своих статьях, поэтому и родилась данная конструкция. Усилитель имеет много сложных моточных изделий на борту, что затрудняет его самостоятельное повторение - под силу только опытному аудио любителю.

Селектор входов и регулятор громкости
Селектор входов и регулятор громкости

В целом, конструкция усилителя сделана в духе минимализма - качественный галетник (производства СССР) в селекторе входов (три пары RCA) и регулятор громкости ALPS RK-27 (50 кОм) находятся непосредственно у входных цепей и соединены с ручками на передней панели длинными металлическими осями.

В кадре: удлинители селектора входов и РГ, а также БП накала ламп.
В кадре: удлинители селектора входов и РГ, а также БП накала ламп.

Кроме регулятора громкости и селектора входов на передней панели усилителя ничего и нет.

"Обертон" на ГМ-70
"Обертон" на ГМ-70

На передней панели блока питания тоже только две клавиши - это выключатель питания и отдельная клавиша для включения анодного напряжения,через небольшой промежуток времени.

Блок питания
Блок питания

Данный экземпляр усилителя "Обертон" мне удалось послушать не только в своей аудио системе, но и в системе Валерия Липатова - владельца аппарата.

Аудио система Валерия - владельца усилителя "Обертон"
Аудио система Валерия - владельца усилителя "Обертон"

Состав данной аудиосистемы:
Ламповый УНЧ "Oberton" на ГМ-70 Стародубцева
Предусилитель Marantz-7C 1964 года выпуска, с питанием 220В
CD-транспорт: dCS Paganini CD Transport
ЦАП: dCS Scarlatti DAC
Вертушка: Micro Seiki DQX-1000 Turntable + AX-1G/AX-4G/AX-5G Metal Armboards с тремя тонармами:
1. SME M2-12R Tonearm
2. Fidelity Research FR-64S Tonearm
3. SAEC 407/23 Tonearm
Блок МС-трансформаторов: Langevin 402B / 2 * Klangfilm T42 /75/1
Магнитофон катушечный студийный STUDER A-807
Акустика: JBL 4345 - профессиональные студийные мониторы дальнего поля.

На фото выше, в левой нижней части стойки, еще видно большой транзисторный усилитель Mark Levinson, модель которого я не помню, да его уже в системе нет - не выдержал конкуренции с усилителем Стародубцева и был позорно продан. Я его слушал - по сравнению с УМ "Обертон" Марк Левинсон эмоционально "мертвый". Транзисторный усилитель системы теперь тоже авторский - усилитель А. Трусова, модель Esatto-2. Левинсон отдыхает, в общем:)

Аудио система Валерия с УМ А. Трусова и уже без Левинсона
Аудио система Валерия с УМ А. Трусова и уже без Левинсона

На этих АС (JBL-4345), которые еще, практически, в идеальном техническом и косметическом состоянии, слышно все самые тонкие нюансы музыки и с их помощью "приговорить усилитель к свалке" можно довольно быстро. Мне очень нравятся старые большие мониторы JBL, поэтому частенько вожу слушать свои усилители к Валерию и еще к одному меломану, у которого JBL-4344 - они другие, у них своя магия звука.

В заключение хотелось бы сказать, что продукция В. А. Стародубцева была поистине уникальной - при своей очень скромной стоимости она вписывалась в очень дорогие и качественные аудио системы.

Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

Все статьи по теме Российский Hi-End:

Российский Hi-End. Лаборатория Георгия Крылова

Российский Hi-End. Усилители мощности Александра Трусова

Российский Hi-End. Noize Fabrik - акустика Александра Буткарева

Российский Hi-End. Усилители Noosfera Игоря Виноградского и акустика Алексея Коваленко

Российский Hi-End. Ателье акустики Павла Соболева

Российский Hi-End. Компания Razin & Musatoff

Российский Hi-End. Дизайн-студия «NewArtVinyl»

Российский Hi-End: Компания Эридан Аудио

Российский Hi-End: Компания PALABS

Российский Hi-End: Компания AllB Music

Российский Hi-End: Компания "Viawave Audio" - ленточные ВЧ излучатели для АС

Российский Hi-End: КБ Звукотехники “Три В” (г. Таганрог)

Российский Hi-End: Студия реставрации фонограмм «Free Top»

Российский Hi-End: Компания "Round Audio"

Российский Hi-End: КБ "Forasound"

Российский Hi-End: Компания "DS Acoustic" - АС с плазменным твитером

Российский Hi-End: Культурно-технический клуб «Студия 300»

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)