Найти тему
между прошлым и будущим

"Бог, король и дамы!" — новый отзыв на роман

Наверное, не найдется такого писателя, которому не нравилось бы получать отзывы на свои произведения. Мне и моему соавтору это тоже нравится. И вот еще один отзыв на роман "Бог, король и дамы!". Автор отзыва Julian-gnostik

____________________

Эпоха Реформации в Европе удостоилась нескольких великих исторических романов, и особенно здесь постарался Александр Дюма. Екатерина Александрова и Юлия Белова  в своем романе "Бог, король и дамы!" рискнули продемонстрировать иной взгляд на ту же эпоху, и это получилось у них очень убедительно. Рецептом оказалось смотреть на жизнь глазами детей той эпохи, чье сознание еще не скованно стереотипами и которые еще не настолько прониклись всеобщей ложью, чтобы не замечать истинное положение вещей.

О средневековом детстве и детстве эпохи Возрождения вообще мало писалось. Дюма в своих романах почти не затрагивает детской темы. Морис Дрюон в "Проклятых королях" иногда затрагивает, но только мельком, и все это оказывается на периферии повествования. Здесь - все по-другому.

-2

Если не считать пролога, где речь идет о проклятии рода Бретей, и эта тема в  первом романе трилогии так и не находит своего разрешения, то повествование начинается с путешествия одного из главных героев, Мишеля де Бар, на учебу в Париж. Герою этому пока только тринадцать лет, он выглядит очень строптивым и избалованным мальчишкой, но оказывается способным к душевному росту, что в значительной мере и определяет содержание первой половины романа. Его будущие приятели по учебе - трое принцев, все младше его по возрасту: одиннадцатилетний  Генрих де Гиз, десятилетний Александр де Валуа, которого вскоре тоже переименуют в Генриха, и почти семилетний Генрих Беарнский, несостоявшийся король Наварры, чья территория была аннексирована Испанией, и будущий король Франции, основатель династии Бурбонов. Юный наваррец еще не утратил своей детской непосредственности, и его похождения станут приятной изюминкой романа.

История главной героини, Агнесы Хагенау, будущей принцессы Релинген, начинается, когда она, еще восьмилетняя, попадает к Мадридскому двору в качестве будущей супруги наследника престола. Ее считают живой куклой, но в душе ее между тем вырастает стальной стержень, способный противостоять самому наглому давлению. Это поможет ей вернуться в Релинген, когда скончается ее несостоявшийся супруг, справиться там с заговорщиками, надеющимися подавить волю пятнадцатилетней девушки, и потом, уже при французском дворе, спасти еще одного главного героя.

-3

Если Мишель и Агнеса, несмотря на все свои проблемы, постоянно пребывали где-то близко к верхушке феодальной пирамиды, то Александру де Бретею пришлось хлебнуть горестей полной мерой. Он рано потерял мать, его отец обанкротился, лишился всех своих владений и вынужден был пойти в монастырь, и у семилетнего Александра не осталось больше другого выхода, как поступить в королевские пажи.

Жизнь французских пажей в романе напоминает какой-то скверный детдом с обязательной дедовщиной, использованием младших ребят в качестве слуг для старших и, что еще хуже, в качестве сексуальных игрушек для совершенно развращенных придворных. Хотя королевский двор считается христианским, нравы его прямо как списаны с нравов Римского императорского двора языческого периода и достойны Тиберия, Калигулы, Нерона и Гелиогабала. Полубезумный король может за малую провинность отдать малолетнего пажа палачу, и так Александру ломают руку, которая неправильно срастается, и малолетний красавчик, став калекой, становится объектом охоты со стороны придворных. От изнасилования группой негодяев его спасает Агнеса Релинген, а ее супруг, тот самый Мишель де Бар, тайно расправляется с тремя из насильников. Но Агнеса вынуждена покинуть Париж, и Александр, оставшийся без защиты, бежит из дворца, но, к его счастью, встречается тому самому палачу, который и искалечит ему некогда руку.

-4

Кабоша мучит совесть, и он заменяет Александру отца, даже исцеляет ему руку, сложив ее заново и тщательно на сей раз сложив кости. Малолетний дворянин активно знакомится с нравами парижского дна, с ворами, протестантами, убийцами и шлюхами, становится ассистентом у уличного фокусника, забираясь в корзину, которую потом протыкают шпагами, заступается перед вельможей за свою подругу Смиральду, счастливо избегнув казни и отделавшись лишь домашней поркой. И та же Смиральда лишает его всех иллюзий, объяснив ему, что из-за его красоты здесь его все равно сделают шлюхой, и если уж продавать себя, то лучше уж делать это при дворе и за большие деньги. Тринадцатилетний Александр, вернувшись в пажи, становится самым отвязным и дорогим любовником, при этом совсем не чуждым понятий чести. Он покровительствует младшим товарищам и дерется на дуэлях со взрослыми. В дальнейшем он вновь встречается с Мишелем де Бар и, обретя его покровительство, получает возможность сменить направление своей карьеры, став войсковым офицером.

Язык книги - самого высшего качества, характеры персонажей описаны столь старательно, что воспринимаешь их живыми людьми, чуть ли не нашими современниками, хотя жили они несколько веков назад и руководствовались иной моралью. На полную историческую достоверность художественное произведение и не претендует, но антураж того времени выписан весьма тщательно и подробно, ему веришь. События романа происходят еще до Варфоломеевской ночи и разразившейся затем Тридцатилетней войны, католики и протестанты уже враждуют, но это еще не выливается во всеобщую резню, и самый яркий религиозный конфликт романа - детская драка между принцами, закончившаяся для них лишь синяками и розгами для острастки, но один этот эпизод хорошо показывает, в каких условиях формировалась личность зачинателя династии Бурбонов. "Париж стоит мессы" - это все оттуда.

-5

Если кто еще не читал этого романа, то многое потерял, удовольствие будет не меньше, чем от романов Дюма и Дрюона.

------------------------

Иллюстрации к роману в исполнении читателей. Прочитать роман можно здесь

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Я на Автор.Тудей