Всем зашедшим - привет. К сожалению, из-за учёбы в последнее время всё меньше сил и времени остаётся на написание интересных статей( Поэтому сегодня не рассказ про какой-то маленький аэропорт или редкий самолёт. Сегодня у нас - доклад по истории транспорта на тему "Конструкторская деятельность С.В, Ильюшина".
:)
Итак, Сергей Владимирович Ильюшин - советский авиаконструктор, один из выдающихся конструкторов своего времени. КБ, созданное под его руководством, долгие годы создавало передовые самолёты (как военные, так и гражданские). Можно вспомнить легендарный штурмовик Ил-2, до сих пор находящийся в строю Ил-76, первый советский широкофюзеляжный лайнер Ил-86, Ил-96 - самолёт, на котором сейчас летает президент нашей страны...
Родился Сергей Васильевич 30 марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодского района. В 1909 году он, по примеру старших братьев, ушёл на заработки, а в 1910 году в Санкт-Петербурге встретил земляков, которые рассказали ему, что есть выгодная работа на ипподроме, который в то время приспосабливался под аэродром для проведения первой в России международной авиационной недели. Именно в то время Ильюшин увидел первые самолёты, и позднее в своих воспоминаниях он написал: “Со времени Всероссийского праздника воздухоплавания у меня и появилась любовь к авиации”.
Осенью 1914 года Ильюшин был мобилизован в армию, где смог ближе познакомиться с авиацией - он служил мотористом на Комендантском аэродроме в Петербурге. Осенью 1921 года Сергей Владимирович в беседе с начальником авиации Кавказского фронта высказал желание поступить в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. Тот поддержал стремление получить высшее авиационное образование. 21 сентября 1921 года Ильюшин был зачислен в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. Во время учёбы Ильюшин заинтересовался планерами, и уже в 1923 году построил свой первый планер “Мастяжарт”, на котором принял участие в Первом Всесоюзном слёте планеристов в Коктебеле. Позже были построены планеры “Рабфаковец”, “Мастяжарт-2” и “Москва”. Последний из них принимал участие в международных планерных состязаниях в Германии, где получил первый приз за продолжительность полёта.
После окончания Академии и защиты дипломного проекта С. В. Ильюшину было присвоено звание военного инженера-механика Воздушного Флота. Около пяти лет Сергей Владимирович работал в Научно-техническом комитете, затем в Научно-испытательском институте ВВС, но какой бы эта работа не была интересной - Ильюшину хотелось заняться непосредственно разработкой самолётов. В сентябре 1935 года появилось, по сути, КБ Ильюшина - называлось оно в то время “Опытное конструкторское бюро авиазавода им. В. Р. Менежинского". Первым самолётом, разработанным в новом КБ, стал ЦКБ-26 - экспериментальный бомбардировщик, на котором лётчик-испытатель Владимир Коккинаки установил первый советский мировой авиационный рекорд (подъёма груза).
Потом пришла Вторая Мировая война - в КБ под руководством Сергея Владимировича создали дальний бомбардировщик Ил-4, уже в 1941 году совершавший налёты на Берлин. В это же время был создан легендарный Ил-2 - практически “неубиваемая” машина, собирающая в себе огромную живучесть и ремонтопригодность (по воспоминаниям техников, на Ил-2 можно было успеть поменять мотор за зимнюю ночь). Самолёт выпускался с 1941 по 1945 год и стал самым массовым военным самолётом в истории авиации - всего было построено 36183 самолёта. Так же в годы войны (в 1944 году) был разработан преемник Ил-2 - менее известный Ил-10. Всего было произведено чуть больше 6000 машин, вывод их из состава ВВС СССР начался в 1956 году в связи с упразднением штурмовой авиации.
Еще до войны в КБ задумывались над гражданским самолётом, и сразу после войны активно начались работы над лайнером, получившим в последствии название Ил-12. С задачей построить самолёт мирового уровня, простой, лёгкий в эксплуатации Ильюшинцы справились на “отлично”. Однако были и проблемы - ненадёжные и мало ресурсные советские двигатели, к сожалению, приводили к довольно большому количеству аварий и катастроф. В 1950 году произвёл первый полёт Ил-14 - созданный на базе Ил-12, Ил-14 отличался своими характеристиками в лучшую сторону, имел самое современное на то время оборудование... Ил-14 стал последним поршневым лайнером в Аэрофлоте, но, надо сказать, что тому, как эксплуатировались Ил-14, можно позавидовать - отдельные экземпляры летали вплоть до 2005 года. Параллельно с гражданскими самолётами, конечно, создавались и военные, но мы их затрагивать не будем.
Следующим витком развития КБ стал Ил-18, совершивший первый полёт в 1957 году - поистине выдающийся для своего времени самолёт. Оснащённый четырьмя турбовинтовыми двигателями, он был тише и быстрее своего конкурента, разработанного под руководством Олега Константиновича Антонова, самолёта Ан-10. Достоинства Ил-18 оценил и Никита Сергеевич Хрущёв, совершивший на этом лайнере множество перелётов как по СССР, так и за границу. 18 Илом так же при своих перелётах пользовался Брежнев. Самолёт долгое время был основным среднемагистральным лайнером в СССР, а всего было изготовлено более 700 самолётов Ил-18 различных модификаций.
После “Восемнадцатого” стало понятно, что мир движется в направлении турбореактивных самолётов. В КБ Туполева создали самолёты Ту-104 и Ту-124, но они не отличались дальностью. Самолётом, способным на межконтинентальные перелёты, в Союзе был Ту-114 - созданный из бомбардировщика, этот лайнер проигрывал иностранным конкурентам по комфорту, надёжности, скорости...Поэтому в 1960м году в КБ Ильюшина приступили к разработке Ил-62 (первый полёт - 1963 год, годы выпуска - 1966-1995). В результате получился лайнер, во многом поразивший мировую общественность - четыре расположенных в хвосте двигателя (по такой же схеме был построен самолёт Vickers VC-10, продержавшийся на регулярных перевозках сильно меньше, чем 62й), развитая механизация, Т-образное хвостовое оперение... Ил-62 и его развитие - Ил-62М, на долгое время стали флагманами Аэрофлота.
Ил-62 стал последним самолётом, спроектированным и построенным лично Ильюшиным. На самом деле, даже это не совсем верно - уже под конец разработки Сергей Владимирович из-за болезни не принимал непосредственного участия в разработке... Среди сотрудников КБ существует мнение, что из-за этого в проектировании ИЛ-62 была допущена ошибка - в некоторых случаях на земле самолёт мог завалиться на хвост. Чтобы не пересчитывать весь проект заново, был найден весьма интересный выход - в хвостовой части находилась еще одна стойка шасси, выдвигавшаяся вниз во время стоянки и руления.
Летом 1970 года Ильюшин в связи с болезнью сложил с себя обязанности руководителя ОКБ, однако остался членом научно-технического совета и консультантом. Фактическим руководителем КБ стал Генрих Васильевич Новожилов. При нём в КБ был создан Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ил-114...
Скончался Сергей Владимирович Ильюшин 9 февраля 1977 года. Но конструкторское бюро, созданное трудом этого человека, продолжило выпускать самолёты... Среди них были и удачные машины, которыми восхищались западные коллеги, были и откровенные провалы (особенно в период девяностых-двухтысячных). Но сейчас очень хочется надеяться, что КБ возвращается к жизни - происходит модернизация 76х Илов, возрождается производство Ил-114, транспортный Ил-112 дорабатывается и доводится до требований...
Главное, чтобы всё это оказалось нужно - а это уже, у сожалению, зависит не от КБ, а от правительства...
В заключение хочется сказать, что под руководством Сергея Владимировича Ильюшина создавались лайнеры, идущие в ногу со временем - технологичные, стремительные, красивые, показывающие уровень гражданской авиации СССР. Человек, прошедший путь от чернорабочего до единственного лауреата семи Сталинских премий, лауреата Ленинской премии, государственной премии СССР, трижды Героя социалистического труда, кавалера восьми орденов Ленина, академика АН СССР, заслуживает того, чтобы первые буквы его фамилии гордо красовались на разработанных под его руководством самолётах "Ил".
Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, мой рассказ был Вам интересен. А еще я думаю, что вполне можно тыкнуть лайк и подписаться на канал)) Вам - несложно, мне - приятно ツ