Найти тему
m40r / AreaDNA

Невроз или чувственность? Наследие Вильгельма Райха

Вильгельм Райх это, несомненно, одна из самых красочных и скандальных фигур в #истории психоанализа. Его противоречивость и кипучая деятельность вызывала осуждение и даже преследования при жизни и цензурирование книг психолога. Во многом страстность, крайняя уверенность в себе и притязательность, приковaвшие к нему общественный интерес с негативной окраской - то есть личность Райха - скомпрометировали его труды и психотерапевтические находки. Видимо, признание Райха и его влияние на теорию психотерапии могли быть больше. Это совершенно естественно и вызывает сожаление: как #психолог Райх показал потрясающую прозорливость и способность “читать человека”.

Происходя из круга "отцов-основателей" психоанализа, а именно его "второго поколения", этот ученик Фрейда отводил особое значение удовлетворенной сексуальности и оргазму в психологоческом здоровье и здоровье в целом. Причём как отдельного, подчас невротизированного человека, так и вполне невротичного глобализованного общества. Выходом Райху виделся отказ от подавления сексуальности, распространенного в современном западном обществе, причем на уровне как индивида, так и социума. В этой связи исследователь в 1930 годы создал концепцию сексуальной революции и "сексуального освобождения". О ней слышали, пожалуй, все - упоминаемой без своего автора.

(c)https://images.gr-assets.com/authors/1521072495p8/118694.jpg
(c)https://images.gr-assets.com/authors/1521072495p8/118694.jpg

Работая в русле психоанализа, Райх рассматривал по большей части #неврозы - реактивные (т.е. являющиеся следствием травмирующего воздействия) состояния психологического неблагополучия. При разнообразии проявлений - будь то классические в качестве объекта исследования психоанализа истерические неврозы, неврозы навязчивости, неврастении и т.д. - в них предполагается общность происхождения. Из нее же следует терапевтический подход - который Вильгельм Райх формулирует предельно просто. "Единственно, что отличает невротиков, это неспособность переживать полный и свободный оргазм". Предложено и соответственное определение оргазма и способной переживать его так называемой личности с оргастической зрелой потенцией. Соответствующая "теория сексотерапии" предполагала развитие личной чувственности и различные практики, которые, разумеется просто не могли не вызвать шквальный огонь критики. Критики в том числе со стороны хорошо сформировавшегося к тому времени психоанализа - методики Райха нарушали основополагающие установки этой традиции.

К учению Райха об оргазме примыкают его другие работы. В частности, представления о мышечных зажимах, связанных с психоэмоциональными блоками. Вильгельм Райх видел: невротик "уходит в голову", в область громоздких отчужденных размышлений, оставляя тело доступным компульсиям и агрессии, действующим подобно захватчикам. Определенного рода спазм, противоположная ему "обмякшая", вегетативная выключенность мышц и дисбаланс антагонистов (противодействующих друг другу мышц) зримо показывают переживаемые эмоции и потребности - включая замалчиваемые и даже неосознанные. И диагностика, и #терапия психологических проблем в этом случае может происходить на уровне мышечных блоков. Этот посыл стал основой телесноориентированной психотерапии.

Помимо непристойности, а, значит, неприемлемости теории Райха его авторитет значительно повредили "научные работы". Как #исследователь в области биологии, физиотерапии и вообще естествознания он является несомненным лжеученым. Именно эта деятельность в конечном итоге вызвала его полный личных крах. Несостоятельным учёным Вильгельма Райха делало то же, что сделало его же отличным психологом. Лишнее подтверждение того, что естественные науки и психология используют разный язык и не стоит втаскивать “науку” о душе в строгую научную методологию, где она не будет ни состоятельной, ни полезной.

Таким образом, простые, здравые и действенные (как следствие "примитивные") работы Райха в буквальном виде получали небольшое признание. Однако его идеи были восприняты его более благопристойными коллегами и вросли в психологию и культуру. Что не дало им быть восприняты и напрямую? Ответ, видимо, связан со следующим.

Невроз защищает себя от нападок человека, а человек нередко защищать себя от невроза не смеет. Потому ли, что он для человека не различим, а может потому, что защищен как считающийся высшим благом. Выведен за пределы поля, в котором возможно критическая оценка.

Рекомендую к прочтению https://www.theguardian.com/books/2011/jul/08/wilhelm-reich-free-love-orgasmatron