«Согласно православной доктрине, Христос существовал и до Своего рождения, но в другой форме или Бог Отец произвел Его в Марии?»
Нет. Он предвечный, то есть Он всегда был, еще даже до сотворения мира. Если бы не было Бога–Сына, то Бог–Отец не был бы Богом–Отцом. Бог ― Он неизменный. Если Сын не всегда был, то, значит, было время, когда Его не было, значит, Бог–Отец не был Богом–Отцом, а потом Им стал. Это уже другое качество и тут сразу же вопрос: а как же Он так мог измениться, что Он стал Богом? Даже если вдруг Бога–Сына не было, Он потом возник, то, значит, Он тоже временный, не вечный, тогда Его Божество под большим вопросом. Что же это тогда за Бог какой-то такой странный, Которого то нет, то Он есть. Так что, однозначно, Он существовал всегда. Просто Он воплотился через Марию Деву.
«Посланник ― это согласно нашей доктрине для мусульман, но мне интересно знать доктрину православия для эрудиции».
Вот Вам для эрудиции наша доктрина, догмат: Бог в Трех Лицах прославляется и познается, то есть Бог ― Один, на этом и мусульмане настаивают, но при этом они не дают возможности признать, что Бог все-таки в другой реальности находится, не в нашей. Нашу реальность, где Он Один, они переносят и туда тоже. Но Господь в другой немножко реальности находится, там Он хоть и Один, но Он в Трех Лицах прославляется и познается и проявляет Себя в Трех Лицах, как Бог–Отец, Бог–Сын и Бог–Дух Святой. Причем, Они хотя бы и Три, но это все равно Один, Троица ― Она же Единица. Как так может быть, что Три и одновременно есть Один ― вот это нашим умом не познается, это выше нашего понимания. Эта вещь является Богооткровенной, то есть Сам Господь о Себе так открыл, и то Он открыл это только потому, что нам нужно было понять, а Кто ж такой Иисус Христос. В общем-то, до Христа Господь Себя так не открывал: вот Он один ― и всё. Если Ветхий Завет почитать, то там Господь Себя открывает вот как: «Я Господь, и нет иного; нет Бога, кроме Меня» (Ис. 45:5). В общем, этого было достаточно для ветхозаветного человечества.
Но потом пришел Христос, и то, что произошло и совершилось, нужно было как-то осмыслить и осознать: для чего это было нужно, и что это означает и что мы, следовательно, должны делать, чего Господь хочет. Возник целый ряд вопросов, на которые Господь должен был дать какой-то ответ. И Он открыл нам, Кто такой Христос: что это, оказывается, Его другая ипостась, и что Он в Трех Лицах прославляется и познается, хотя Он один.
Вот наше учение о Святой Троице. Вот и всё. Мы тоже монотеисты, так же, как и мусульмане. Но мы при этом признаем, что Бог один, но в трех Лицах: Бог–Отец, Бог–Сын, Бог–Дух Святой.