Есть такая интересная форма саботажа сотрудников – итальянская #забастовка
Такое название явление получило благодаря смелости и изобретательности итальянских железнодорожников. В начале ХХ века они стали практиковать такие формы протеста.
Формально соблюдали все инструкции и правила. Делали все строго по стандартам, выполняли абсолютно все предписания. При этом не суетились, работали степенно, размеренно. Естественно, практически сразу начали отменяться поезда. Железная дорога замерла.
В нашей стране первые упоминания о такой забастовке встречаются в 1907 году. Как раз из-за нее на железной дороге задерживались поезда или вовсе отменялись.
Подобные формы протеста практиковали и практикуют не только железнодорожники, но и пилоты, водители автобусов, врачи, полицейские, таксисты.
Это хороший способ показать ценность сотрудников, показать власть конкретного человека над определённой системой.
Конечно, сейчас поле для подобного саботажа сужается. Многие системы имеют высокий уровень автоматизации, роботизации. Немало таких сфер, где сотрудники в силу удаленности не так часто коммуницируют друг с другом. А еще работодатели подстраховываются, вводя в должностные инструкции строчку из разряда: «….и выполнять иные поручения руководства».
Чем больше людей одновременно участвует в акции – тем это опаснее для системы.
Но такие забастовки могут происходить не только в таком массовом масштабе. Есть «корпоративные форматы»
Не раз была свидетелем, когда устраивали локальные итальянские забастовки:
1) Забастовка внутри отдела.
Когда не принимали нового руководителя или были не согласны с какими-то его решениями. Начинался бойкот, игнор и сплошной формализм.
Сложность для компаний в том, что сложно привлечь сотрудников к дисциплинарной или иной ответственности, ведь #работа ведется строго по всем предписаниям.
2) Саботаж со стороны отдельного сотрудника.
Формально исполняет все безупречно, не был ни разу замечен в опозданиях, несоблюдении дресс-кода или инструкций. Но там, где нужна инициатива, вовлеченность, быстрые решения, то есть в большинстве рабочих ситуаций, - его работа встает. Потому что он ждет галочки, согласования и соблюдения прочих формальностей. Еще он может замалчивать многие вещи, намеренно ждать, пока ему конкретно на них не укажут.
Параллельно такой #сотрудник может при клиентах надсмехаться над руководителем, третьим лицам критиковать компанию.
Что бывает потом?
В первом случае чаще компании или самому руководителю приходится применять кардинальные меры. Например, менять команду или хорошенько ее «чистить». Естественно, находить совсем другие причины и поводы: проводить аттестацию, начинать реструктуризацию, вводить дополнительные требования. Либо все-таки идти навстречу людям и договариваться.
Помню один такой пример – опальная руководительница написала заявление и ушла. Но спустя год все же вернулась в ту же компанию и тот же отдел. Однако уже очень гибко выстраивала коммуникацию.
А во втором случае, когда саботирует один конкретный сотрудник, это выявить гораздо сложнее. Некоторые #руководители месяцами и годами закрывают глаза на такое положение дел или просто не замечают, как обиженный человек подрывает их авторитет и авторитет компании. Здесь нужен только индивидуальный подход: понять, почему человек обиделся, работать над его лояльностью и мотивацией. Но чаще у нас предпочитают создавать условия, чтобы он ушел сам.
В общем, итальянская забастовка – очень опасный формат. Пока на него не нашли четкой управы.
Друзья, а вы сталкивались с такими явлениями?