Дорогие друзья, сегодня речь пойдет о доме №28 по улице Чайковского - особняке барона Кельха - прекрасной жемчужине петербургской архитектуры .
Чета Кельхов купила участок с достаточно новым двухэтажным особняком (1859 года постройки) в 1896 году - через пару лет после своей свадьбы (это была вторая свадьба Кельхов за последние четыре года почти с идентичными участниками - об этом в следующей статье).
Участок за 300 000 рублей (по самым скромным подсчетам в сегодняшних рублях это было бы больше 500 млн.) в престижном районе Петербурга был куплен на имя и на деньги Варвары Петровны Кельх - молодой жены барона Александра Фердинандовича Кельха. Варвара Петровна принадлежала семье богатейших сибирских промышленников Базановых и унаследовала громадное состояние в которое входили Ленские золотые прииски и Ленско-Витимское пароходство от своего отца и дяди.
Новые владельцы сразу решили перестроить особняк. Конец XIX - начало XX века в архитектуре ознаменовали бОльшую свободу и смешение стилей.
Деньги владельцев, их художественный вкус и гениальность архитекторов сотворили настоящее чудо - выдающийся образец архитектуры поздней эклектики в России. Одновременно он вобрал в себя несколько стилей — готику, барокко, рококо, модерн и стиль Ренессанса.
Техническое задание на строительство нового дома на тогда Сергиевской улице от Варвары Петровны выглядело так:
«Чтобы дом напоминал средневековые замки, но не был исключительно „готичным“ или, скажем, „возрожденческим“. Сделайте нечто… разнообразное, чтобы при одном только взгляде на здание дух захватывало»
Проект нового дома был заказан молодым архитекторам Василию Шене и Владимиру Чагину. За два года ими был построен лицевой корпус - для этого предыдущее здание было полностью снесено, а на его фундаменте построили новый двухэтажный особняк с фасадом в стиле французского ренессанса.
Облицовка парадного фасада выполнена из натурального песчаника: цоколь из красного, верхние этажи из светло-серого, ставшего со временем -желтым. Первый этаж между арочными окнами оформлен рустом, второй – пилястрами ионического ордера.
Общая композиция фасада по красной линии улицы была изначально симметричной - на втором этаже находились три эркера с треугольными фронтонами, но правый был разрушен бомбой во время Второй мировой войны и его так и не восстановили.
Работа Шене и Чагина не совсем удовлетворила Варвару Петровну. И дальнейшие работы на участке по ее желанию вел уже другой архитектор - Карл Шмидт, который ранее построил здание ювелирной фирмы Фаберже.
По его проекту к 1903 году к дому были пристроены дворовой флигель и конюшни. Здание со двора украшено абсолютно нереальным по красоте павильоном в стиле «пламенеющей готики». Конюшни же выполнены в стиле модерн.
Но бОльший интерес вызывает даже не фасад дома, а его роскошные интерьеры.
Каждое помещение по задумке хозяйки выдержано в уникальном стиле, от готики до барокко, от рококо до модерна - и все они объединены в единый ансамбль.
Во внутренней отделке использовали только дорогие натуральные материалы: от мрамора всех оттенков до дуба и позолоты. Все залы обильно декорированы лепниной, резными и скульптурными композициями - по богатству и изяществу интерьеров особняк Кельха опережал многие дворцы аристократов.
Все предметы обстановки и отделки были заказаны у именитых поставщиков и были выполнены в мельчайших деталях в определённом стиле.
Самыми фантастическими по оформлению являются ореховая готическая столовая, находящаяся на втором этаже готического дворового флигеля и Белый зал.
Парадная столовая
Вся мебель, резные панели стен, лестницы и двери огромной мрачной столовой выполнены из ореха, сложный наборный паркет украшают стилизованные фигуры львов и орлов. Потолок зала разбит на пять арок, каждая из которых поддержана консолями с фантазийным деревянным оформлением.
Витражи восьми окон столовой были заказаны в рижской мастерской Эрнеста Тоде. Для обогрева объёмного помещения был установлен гигантский камин, для топки которого использовали целые поленья.
Обеденная группа была рассчитана на 32 персоны, заказанный для неё неоготический столовый сервиз стал самым дорогим (и важным по мнению Карла Фаберже) творением мастерской Фаберже из серебра.
Белый зал в стиле «второго рококо» расположен в самом сердце особняка. Его название оправдывает светлая облицовка, изобилующая мраморной лепниной, массивными зеркалами и позолотой повсюду.
Все скульптурное оформление зала выполнено по античным сюжетам .
А еще в недрах особняка есть большая (около 30 м) бронированная комната. Её стены толщиной в метр, а на дверях сейфовые замки. Сейчас там находится архив, а раньше хранилась коллекция пасхальных яиц работы Фаберже.
После революции
После революции в здании сначала открылась Школа экранного искусства - первое в мире кинематографическое учебное заведение, затем Дзержинский райком.
В декабре 1991 года здание передали двум организациям - петербургскому центру в поддержку ЮНЕСКО и Оргкомитету по подготовке банковского конгресса 1992 года. Больше шести лет эти две организации не могли поделить особняк, и до 1998 года он пустовал.
В 1998 году здание передали юридическому факультету Петербургского университета в безвозмездное пользование. С этих времен здание получило имя Дома юриста.
В период с 2009 по 2012 годы особняк Кельха был закрыт на масштабную реставрацию.
Долгое время - на протяжении всего существования Советского Союза - в это уникальное здание абсолютно невозможно было попасть, и даже сейчас вы не встретите здесь скопления туристов. А попасть в особняк можно только с экскурсией по определенным дням.
Но этот дом я абсолютно рекомендую к посещению.
В следующей части я расскажу о владельцах особняка - подписывайтесь на канал - чтобы не пропустить новую статью.
☂Друзья, вам нравится статья?! - ставьте лайки!!