Найти тему
Navygaming Channel

К 75-летию Победы: Мартиролог кораблей советского ВМФ, № 35

1943 год

Август

Тихоокеанский флот

31 – подводная лодка Щ-130 затонула в результате столкновения с Щ-128 в заливе Америка (впоследствии поднята и введена в строй)

Подводная лодка Щ-130 в 1944 году
Подводная лодка Щ-130 в 1944 году
"Щ-130" в условленной точке ожидала в свой адрес сигнала о начале атаки. В то же время исходную позицию желала занять «Щ-128». После недолгих переговоров командиров «Щ-128» начала опасно сближаться с «Щ-130». Видя опасность столкновения Стеценко дал команду «Малый вперед», но было поздно. Начавшая движение «Щ-130» сумела только перенести удар с центрального поста на дизельный отсек. Двигаясь на малой скорости «Щ-128» форштевнем вспорола цистерну главного балласта в районе 46 шп., прорезав прочный корпус «Щ-130» в метре от переборки главного поста. Ситуацию усугубило то, что поврежденная электропроводка ПЛ накоротко замкнула ревун, длинный сигнал которого означал срочное погружение. По сигналу на «Щ-130» были открыты кингстоны и клапана вентиляции цистерн главного балласта, в результате субмарина врезалась в грунт на глубине 38 метров. В затопленном до верхней кромки дизелей V отсеке остались гл. старшина Орлов И.С. и старшина 2 статьи Носик В.Ф. Когда через 13,5 часов к месту аварии подошло СС «Находка», и на Щ-130 спустились водолазы, стало ясно, что на подъем корабля и спасение его экипажа потребуется еще около 5 часов. Моряки из V отсека понимали, что столько времени им не выдержать. Дышать было тяжело, отсек был залит водой и соляром, его пары разъедали легкие. Когда в 22.33 в аварийном отсеке откачали воду, туда сумели подать гидрокостюмы и кислородные аппараты. Попытка кислородной резкой расширить отверстие, чтобы вывести людей из аварийного отсека завершилась трагедией. Они были настолько ослаблены, что не смогли включиться в аппараты и погибли от угарного газа. Остальные члены экипажа ПЛ были спасены.Спасательные работы длились 67 часов 19 минут. Вскоре «Щ-130» подняли и отбуксировали к пирсу.

Примечание:
1.Данные приводятся для ДКБФ – вместе с Ладожской военной флотилией (ЛВФ), для КЧФ – вместе с Азовской, Пинской, Дунайской военными флотилиями;
2.Сокращения:
ДКБФ - Дважды Краснознаменный Балтийский флот,
КЧФ – Краснознаменный Черноморский флот,
КСФ – Краснознаменный Северный флот,
СКР – сторожевой корабль
ПБ - плавбаза
ПЛ - подводная лодка
ТЩ – тральщик
ТКА – торпедный катер
БТЩ – базовый тральщик
ЭМ – эсминец
3.Источники: альманах «Гангут», № 4/1992, № 15/1998. Автор «Мартиролога…» - капитан 1 ранга Усов В.Ю., соавторы: Д.М.Васильев, В.Э.Коппел.
4.К настоящему времени появились уточненные данные по фактам гибели советских кораблей, найдены новые подробности. Но приведенный материал представлен в авторской версии уважаемых людей и патриотов. Все уточнения - обсуждаем в комментариях