Найти тему
Из точки А в точку Б

Почему к ретропоездам под паровозом не цепляют аутентичные старинные вагоны

Оглавление

Атмосфера атмосферой, но ехать в них — сомнительное удовольствие. И вот почему.

РЖД запускает довольно много ретропоездов под паровозами — в основном экскурсионных, но есть и рейсовые. Стальной гигант-красавец, пар, гудки, фотографии... Но едете вы при этом чаще всего в обычном современном вагоне. Это, конечно, разрушает атмосферу, но сделано так не без основания.

1. Старинных вагонов сохранилось намного меньше, чем паровозов

Парадоксально, но факт: вагонов делали намного больше, но уцелело их мало. Да, в отстойниках и на ж/д кладбищах цельнометаллические вагоны, но в каком состоянии — и эпоха всё равно не та.

Поначалу вагоны делали с деревянной рамой — само собой, изнашивались они очень и очень быстро. Да и потом: две войны и перегрузки, когда ездили даже на крыше.

Раму довоенных вагонов делали из дерева — чаще всего дуба или ясеня. Для стоек использовали тот же ясень или лиственницу, для обшивки — хвойные породы древесины. При всех своих достоинствах дерево, увы, недолговечно.

-2

2. Уровень комфорта в старых вагонах сейчас может и шокировать

Дровяная печь, окно с двойным стеклом, туалет... кхм... в общем, не био. Никакого электрического освещения, кондиционера или даже титана с кипятком. Жёсткие лавки. Да, большинство ездило вовсе не в императорских интерьерах! Особенно в ту эпоху, из которой паровозы.

А вот сейчас, за свои деньги, в выходной, с детьми — так себе отдых получится.

А ещё они очень шумные. И двухосные, и трёхосные, у которых посередине грохочет ещё одна ось с колёсами. Очень — просто поверьте.

В 1928 году, правда, начали потихоньку делать вагоны на четырёх осях — и делали до 1950-х. Вот такие:

-3

В них было даже отопление и туалет!

3. Безопасность деревянных вагонов — это оксюморон

Любая авария — это мясорубка.

В официальных документах о расследовании железнодорожных катастроф встречается термин "телескопирование". Это когда один вагон просто въезжает в другой.

Деревянная рама не сдержит все эти десятки тонн — и, увы, доказательств этому слишком много. Поэтому сейчас использовать настоящие ретро-вагоны не решится ни один организатор перевозки.

Выход: почти ретро

Но есть компромиссный вариант. В принципе, цельнометаллические вагоны (ЦМВ) сменили деревянные уже в 1946 году. Глядя из XXI века, это, в общем-то, тоже вполне себе ретро. Да, не совсем тот исторический период, который имитируют паровозные прогулки, но довольно близко.

-4

Поэтому организаторы ретро-туров, если есть возможность, перекрашивают цельнометаллические вагоны из серого РЖДшного цвета в зелёный исторический (такими были вагоны III класса, например). Интерьер — когда как: могут оставить тот, что в этом вагоне был изначально (вторая половина XX века, а то и конец), а могут стилизовать.

Особый, стилизованный интерьер — это, конечно, более дорогой вариант. Лучший на данный момент пример — "Рускеальский экспресс".

Просто полистайте фотографии из него:

Читайте также: