В 2019 году исполнилось 500 лет со дня выхода кораблей Фернана Магеллана в кругосветное плавание.
Эта экспедиция была «величайшим морским путешествием из когда-либо предпринятых, и наиболее значительным», - считает историк Лоуренс Бергрин, автор книги «За краем света: ужасающее кругосветное путешествие Магеллана».
Первая кругосветная экспедиция началась в испанском порту Санлукар-де-Баррамеда 20 сентября 1519 года. В плавание отправились 5 судов: «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго».
Трудный поход по незнакомым водам привел к нескольким восстаниям и потере кораблей. Наконец, 28 ноября 1520 года три оставшихся корабля Магеллана вошли в океан, который он назвал Mare Pacificum.
Фернан Магеллан погиб в 1521 году в сражении с жителями филиппинского острова Мактан, когда путешественники уже обогнули Южную Америку, впервые пройдя через пролив, который будет назван Магеллановым, и пересекли Тихий океан.
В Испанию 6 сентября 1522 года вернулся лишь один корабль из пяти - каракка «Виктория» под командованием испанца Хуана Себастьяна Элькано.
24 августа 2020 года испанское военно-морское учебное судно «Хуан Себастьян де Элькано» отправилось в кругосветное путешествие через Атлантику в Аргентину, затем через Магелланов пролив и Тихий океан, Гуам и Филиппины в испанский порт Кадис.
Корабль назван в честь Хуана Себастьяна Элькано (Juan Sebastian Elcano), первого человека, обогнувшего земной шар.
На борту судна находятся 197 мужчин и женщин, все необходимое для того, чтобы провести год в море, а также две бочки хереса Amontillado Viña AB из винодельни González Byass в Хересе, Испания.
«Элькано», который вышел в свой первый рейс в 1928 году, имеет большую культурную и историческую ценность для ВМС Испании и многих поколений испанских офицеров. Эта четырехмачтовая баркентина со стальным корпусом длиной 113,1 метра является третьим по величине парусным судном в мире. Основная задача корабля - дать представление о жизни на море. Морские офицеры, проходящие обучение, обычно проводят на ее борту от шести месяцев до года.
Но эта экспедиция не является учебной. Она посвящена 500-летию первого пересечения Тихого океана европейцами и первого кругосветного плавания.
Отдавая дань уважению морскому прошлому Испании, корабль «Элькано» воссоздает еще одну великую испанскую традицию - выдержку вина в море. Эта древняя практика восходит к финикийцам. Еще Плиний Старший писал, что в «винах, отправляемых по морю... замечено, что эффект морской транспортировки выдержанных винтажных вин удваивает их предыдущую зрелость».
González Byass - это историческая винодельня, основанная в 1835 году на юге Испании. Когда в компании узнали о намерении ВМФ повторить первое кругосветное плавание, менеджер по маркетингу Хосе Аргудо и его команда решили возродить эту прекрасную традицию - отправку хереса на выдержку в море.
«Это показалось интересным проектом - проанализировать, как движение и крен парусного судна могут значительно улучшить качество вина», - сказал Сантьяго де Кольса Труба, командир баркентины «Элькано».
По словам Антонио Флореса, мастера купажирования González Byass, выдержка вина в море уменьшает содержание воды в вине и усиливает интенсивность его ароматов. «Все эти факторы делают вино более насыщенным». Другие спиртные напитки с высоким содержанием алкоголя, такие как Мадера или Аквавит, также могут быть выдержаны таким образом, тогда как вина с более низким содержанием алкоголя испортятся.
Во времена первых экспедиций испанские производители хереса осознали преимущества выдержки своего вина в море, и его транспортировка по волнам вскоре стала прибыльной коммерческой практикой. Винодельня могла взимать за винтаж, который находился в морском путешествии, в пять раз больше.
Херес участвовал в кругосветном плавании Магеллана и Элькано, а также участвовал в крупных морских экспедициях, в том числе во втором путешествии Христофора Колумба. В 1587 году английский морской капитан сэр Фрэнсис Дрейк совершил знаменитый набег на порт Кадиса и добыл с помощью грабежа около 2900 бочек хереса, которые были доставлены ко двору Елизаветы I. Херес произвел огромный фурор в Англии, появившись в тавернах страны.
Но в конце XIX века популярность хереса в Лондоне пошла на убыль. В настоящее время крепленые вина переживают серьезное возрождение, а херес снова стал модным ингредиентом коктейлей в барах по всему миру.
Дань уважения давно утерянным традициям вдохновила виноделов González Byass на повышение престижа своего бренда.
«В наши дни у нас есть технические средства, позволяющие оптимизировать качество вина, не отправляя его в морское путешествие, - говорит Антонио Флорес, - но этот проект направлен на возрождение романтизма старых традиций».
Таким образом, отправляя два бочонка с хересом вокруг земного шара, компания González Byass возрождает старинные традиции.
О винных традициях Флоренции можно прочитать в статье "Винные окна Флоренции".
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если узнали что-то новое или необычное.