Найти тему

Зачем испанцы отправили два бочонка с хересом вокруг земного шара?

В 2019 году исполнилось 500 лет со дня выхода кораблей Фернана Магеллана в кругосветное плавание.

Фото с сайта travelask.ru
Фото с сайта travelask.ru

Эта экспедиция была «величайшим морским путешествием из когда-либо предпринятых, и наиболее значительным», - считает историк Лоуренс Бергрин, автор книги «За краем света: ужасающее кругосветное путешествие Магеллана».

Первая кругосветная экспедиция началась в испанском порту Санлукар-де-Баррамеда 20 сентября 1519 года. В плавание отправились 5 судов: «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго».

Трудный поход по незнакомым водам привел к нескольким восстаниям и потере кораблей. Наконец, 28 ноября 1520 года три оставшихся корабля Магеллана вошли в океан, который он назвал Mare Pacificum.

Фернан Магеллан погиб в 1521 году в сражении с жителями филиппинского острова Мактан, когда путешественники уже обогнули Южную Америку, впервые пройдя через пролив, который будет назван Магеллановым, и пересекли Тихий океан.

В Испанию 6 сентября 1522 года вернулся лишь один корабль из пяти - каракка «Виктория» под командованием испанца Хуана Себастьяна Элькано.

Современная копия магеллановой каракки "Виктория". Фото с сайта travelask.ru
Современная копия магеллановой каракки "Виктория". Фото с сайта travelask.ru

24 августа 2020 года испанское военно-морское учебное судно «Хуан Себастьян де Элькано» отправилось в кругосветное путешествие через Атлантику в Аргентину, затем через Магелланов пролив и Тихий океан, Гуам и Филиппины в испанский порт Кадис.

Корабль назван в честь Хуана Себастьяна Элькано (Juan Sebastian Elcano), первого человека, обогнувшего земной шар.

Корабль "Хуан Себастьян де Элькано" в порту Виго. Фото из интернета
Корабль "Хуан Себастьян де Элькано" в порту Виго. Фото из интернета

На борту судна находятся 197 мужчин и женщин, все необходимое для того, чтобы провести год в море, а также две бочки хереса Amontillado Viña AB из винодельни González Byass в Хересе, Испания.

«Элькано», который вышел в свой первый рейс в 1928 году, имеет большую культурную и историческую ценность для ВМС Испании и многих поколений испанских офицеров. Эта четырехмачтовая баркентина со стальным корпусом длиной 113,1 метра является третьим по величине парусным судном в мире. Основная задача корабля - дать представление о жизни на море. Морские офицеры, проходящие обучение, обычно проводят на ее борту от шести месяцев до года.

Рисунок парусника "Хуан Себастьян де Элькано". Фото из интернета
Рисунок парусника "Хуан Себастьян де Элькано". Фото из интернета

Но эта экспедиция не является учебной. Она посвящена 500-летию первого пересечения Тихого океана европейцами и первого кругосветного плавания.

Отдавая дань уважению морскому прошлому Испании, корабль «Элькано» воссоздает еще одну великую испанскую традицию - выдержку вина в море. Эта древняя практика восходит к финикийцам. Еще Плиний Старший писал, что в «винах, отправляемых по морю... замечено, что эффект морской транспортировки выдержанных винтажных вин удваивает их предыдущую зрелость».

González Byass - это историческая винодельня, основанная в 1835 году на юге Испании. Когда в компании узнали о намерении ВМФ повторить первое кругосветное плавание, менеджер по маркетингу Хосе Аргудо и его команда решили возродить эту прекрасную традицию - отправку хереса на выдержку в море.

Фото с сайта gonzalezbyass.com
Фото с сайта gonzalezbyass.com

«Это показалось интересным проектом - проанализировать, как движение и крен парусного судна могут значительно улучшить качество вина», - сказал Сантьяго де Кольса Труба, командир баркентины «Элькано».

По словам Антонио Флореса, мастера купажирования González Byass, выдержка вина в море уменьшает содержание воды в вине и усиливает интенсивность его ароматов. «Все эти факторы делают вино более насыщенным». Другие спиртные напитки с высоким содержанием алкоголя, такие как Мадера или Аквавит, также могут быть выдержаны таким образом, тогда как вина с более низким содержанием алкоголя испортятся.

Во времена первых экспедиций испанские производители хереса осознали преимущества выдержки своего вина в море, и его транспортировка по волнам вскоре стала прибыльной коммерческой практикой. Винодельня могла взимать за винтаж, который находился в морском путешествии, в пять раз больше.

Херес участвовал в кругосветном плавании Магеллана и Элькано, а также участвовал в крупных морских экспедициях, в том числе во втором путешествии Христофора Колумба. В 1587 году английский морской капитан сэр Фрэнсис Дрейк совершил знаменитый набег на порт Кадиса и добыл с помощью грабежа около 2900 бочек хереса, которые были доставлены ко двору Елизаветы I. Херес произвел огромный фурор в Англии, появившись в тавернах страны.

Но в конце XIX века популярность хереса в Лондоне пошла на убыль. В настоящее время крепленые вина переживают серьезное возрождение, а херес снова стал модным ингредиентом коктейлей в барах по всему миру.

Дань уважения давно утерянным традициям вдохновила виноделов González Byass на повышение престижа своего бренда.

«В наши дни у нас есть технические средства, позволяющие оптимизировать качество вина, не отправляя его в морское путешествие, - говорит Антонио Флорес, - но этот проект направлен на возрождение романтизма старых традиций».

Таким образом, отправляя два бочонка с хересом вокруг земного шара, компания González Byass возрождает старинные традиции.

О винных традициях Флоренции можно прочитать в статье "Винные окна Флоренции".

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если узнали что-то новое или необычное.