“Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми людьми. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божьему. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам,— говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая это, ты соберёшь ему на голову горящие уголья. Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром” (Рим. 12:17-21).
Рим. 12 — одна из самых великолепных глав в Библии. Она буквально наполнена практическими советами для всех христиан. Павел эффективно продемонстрировал, что оправдание приходит через Божью благодать и зависит от активной веры. Получив оправдание через веру, мы становимся Божьими детьми. А будучи детьми, мы должны уподобляться нашему небесному Отцу и отражать благочестивые качества в повседневной жизни. В Рим. 12 мы находим краткое, но точное и выразительное объяснение святой жизни. Эта глава просто удивительна. Её по праву называют “Библией в миниатюре”.
Читая Рим. 12, мы можем определить одно из самых трудно преодолимых препятствий в христианской жизни — это люди! Только представьте, насколько проще была бы жизнь, если бы не надо было иметь дело с людьми, которые вызывают одно раздражение. Неприятных людей было бы легче воспринимать, если бы они были только в мире, но мы встречаем резких, грубых, озлобленных даже в теле Христовом! Это очень огорчает. Чтобы справляться с подобными проблемными людьми, мы должны искать руководства в Божьем Слове. В последнем стихе Рим. 12 мы в сжатой форме находим Божий совет по поводу того, как вести себя с вызывающими раздражение братьями.
Поскольку христиане оправданы благодатью по вере, то они должны отличаться от мира. Даже в конфликтах христиане должны вести себя не так, как ведёт себя мир. “Сведение счётов” — обычная мирская реакция. Но раз христиане не от мира, они должны делать то, что гораздо лучше, чем “сведение счётов” (см. Мф. 5:38-48).
Павел ставит перед нами великую задачу. Эта задача — жить “в мире” с братом Раздражительным Сашей и братом Несносным Мишей. Если мы этого не делаем, то остаётся одна альтернатива — быть с ними в постоянной вражде.
Как же ладить с братьями, которые провоцируют нас на конфликт?
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ВРАЖДЕБНОСТЬ
В Рим. 12:17-21 Павел приводит следующие правила, которыми должны руководствоваться христиане в конфликтной ситуации.
Во-первых, противопоставляйте враждебности святую и безупречную жизнь (12:17). Некоторые, кажется, прямо-таки расцветают на всяких отбросах из чужой жизни. Им доставляет удовольствие рассказывать всем о прошлых грехах (в которых человек покаялся и которые ему прощены). Некоторые наслаждаются разговорами о недостатках в характере другого. Такие никогда не говорят прямо, в чём дело, но их тон и намёки ясны. Павел знал таких людей и потому дал Божий совет, как с ними поступать.
Самое лучшее, что можно противопоставить таким людям, это жизнь, характеризующуюся неизменной нравственной чистотой. Когда человеку вспоминают его прошлые грехи, то обвинение блёкнет перед добрыми делами (1 Пет. 2:11, 12). Конечно, прошлые наши грехи — это часть нас, но если мы живём в настоящем (покаявшись в прошлых поступках), то мы чисты перед Богом (Евр. 8:12; Фил. 3:13).
В одной деревне росли два брата-хулигана. Они украли несколько свиней и были пойманы. В наказание каждому решили поставить на лбу клеймо из двух букв “СВ” (свиной вор). Для одного наказание оказалось слишком тяжёлым. Он спился и умер страшной смертью, наложив на себя руки. Другой решил изменить свою жизнь. Он самоотверженно помогал своим землякам и принимал участие во всех добрых делах. Прошли годы, и его репутация выросла не только в деревне, но и в округе. На его похоронах два мальчика, стоявшие рядом с кем-то из взрослых, рассматривали гроб. Они спросили, что значит “СВ”, и тот ответил: “Точно не знаю. Может, «святой»”. Этому учит Рим. 12. Христиане должны забывать грехи, в которых человек покаялся, как забывает их наш небесный Отец (Кол. 3:13; Мф. 18:21-35). Но некоторые не хотят забывать и с удовольствием прошлое переносят в настоящее. Единственный эффективный ответ на это — жить благочестивой жизнью, которая сводит на нет любое обвинение в грехе.
Если наша настоящая жизнь нравственна и праведна в глазах Бога, нас не должны беспокоить сплетни и пересуды за спиной (1 Кор. 4:3-5).
Во-вторых, живите в мире с теми, кто проявляет враждебность (12:18). Нам даётся, казалось бы, невероятное повеление. Слыша его, мы качаем головой и спрашиваем: “Как можно жить в мире с _________ , который хочет разорвать меня на куски?” Наверняка, все мы имеем среди близких знакомых обладателей такого несносного нрава, что в их присутствии невозможно находиться и нескольких минут.
Павел предлагает руководствоваться двумя принципами в нашем поведении. Во-первых, следует понимать, что есть люди, которые просто не могут жить мирно, и мы никогда не сможем поладить с ними. “Если возможно” предполагает, что с некоторыми людьми это невозможно. Во-вторых, нужно осознавать, что мы отвечаем только за свою половину отношений. Невозможно сделать другого человека счастливым. Невозможно умиротворить другого человека, если он не хочет умиротворяться. Обе мысли содержат оговорки-предостережения: даже если другой остаётся враждебным, мы должны быть уверены, что с нашей стороны делается всё возможное для достижения мира. Эту оговорку мы находим во фразе “если возможно с вашей стороны”. Если мы сделали всё возможное, не нужно казнить себя за чужую враждебность.
Если мы можем сделать что-то для достижения мира, нам следует это сделать — но “если это возможно”.
В-третьих, поймите, что зло будет наказано, но (и это очень важно!) наказывать должны не мы (12:19). Если нас кто-то раздражает, первой реакцией бывает “дать сдачи”, взять ситуацию в свои руки и сделать так, чтобы совершённое против нас зло было незамедлительно отомщено. Но Павел наставляет нас: “дайте место гневу Божьему”. Бог отомстит за зло одним из трёх способов — через Своё провидение, посредством законных властей или на последнем суде.
Очень важно, чтобы христиане воспитывали в себе такую зрелость в отношении возмездия. Мы должны уповать на Божье обещание, что совершённое против нас зло будет наказано.
В-четвёртых, не упускайте возможности делать добро людям, настроенным к нам враждебно (12:20, 21). Это “горькая пилюля”. Легче повернуться и уйти, чем “делать добро” своим врагам. Гораздо легче смотреть, как гнев Божий бьёт по нашим обидчикам, чем думать, что Бог сделает им “добро”. Невозможно описать эмоции, которые поднимаются внутри нас, когда нам говорится, чтобы мы всячески способствовали благополучию того, кто раздражает нас. Учение Павла в этом тексте опирается на Божье вдохновение, а также на цитату из Прит. 25. Божья воля не только ясна, но и щедра: мы должны творить добро обижающим нас.
Слова “горящие уголья” нельзя понимать буквально (хотя некоторым хотелось бы этого). Одна женщина была в долгой ссоре со своим мужем. Результатом многолетних словесных перепалок стало стойкое озлобление. Наконец кто-то дал ей совет: “А ты не пробовала высыпать ему на голову горящие уголья?” Она ответила: “Нет, но я опрокидывала на него сковороду с горячим маслом!” Слова “горящие уголья” означают добрые поступки. Это даст возможность любви начать свою работу исцеления злых сердец. Деятельная доброта по отношению к тем, кто причинил нам зло, вызовет у них горячий стыд, который может изменить их сердца.
Эти четыре правила являются Божьими повелениями христианам, которые мучаются с людьми, вызывающими раздражение и гнев. Нечего и надеяться, что мы когда-нибудь заживём на земле без таких людей, и потому лучше научиться правильно обращаться с ними. Бог даёт нам эти четыре наставления, чтобы мы могли эффективно справляться с враждебностью.
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ВРАЖДЕБНОСТЬ: ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Вследствие серьёзности проблемы межличностных конфликтов в Господней церкви давайте выделим пять главных мыслей Рим. 12:17-21. При этом надо помнить, что, когда мы будем пользоваться этими принципами, всё равно всегда найдутся люди, которые будут нас раздражать и приводить в отчаяние. Однако практическое их применение поможет нам лучше ладить с такими людьми.
Мысль первая. Миролюбие — это добродетель, которую должны воспитывать в себе все люди. Чтобы мы зря не винили себя, Павел предлагает в случае отсутствия мира ответить на два вопроса. “Может ли данный человек быть миролюбивым?” Мы должны к этому вопросу подходить рассудительно. Помните, что от некоторых людей неразумно ждать мира. Во-вторых, мы должны честно взглянуть на свои мотивы и мысли, спросив себя: “Все ли я силы приложил к тому, чтобы помириться с этим человеком?”
Мысль вторая. Нет оправданной причины откладывать свои усилия по восстановлению мира со всеми людьми. Когда возникает удобный случай, мы не должны упускать его (Гал. 6:10). Просто потому, что человек “немиролюбив” в одно время, я не должен “записывать” его в постоянные скандалисты. Какое-нибудь доброе дело вполне может открыть путь к мирным взаимоотношениям между этим человеком и мной.
Мысль третья. Зрелая вера способна предоставить осуществление отмщения Богу. Это трудно. Это требует жёсткой дисциплины. Но разве у христианина есть выбор? (1 Пет. 2:23).
Мысль четвёртая. Даже наши желания скорого и сурового суда Божьего не вяжется с освящённой жизнью Рим. 12:20. Мы должны следовать примеру нашего Господа, который даже на кресте желал примирения с теми, кто повесил Его.
Мысль пятая. Если мы хотим следовать вдохновенному совету относительно того, как действовать в случае межличностного конфликта, мы никогда не будем побеждены злом, которое несут нам другие люди. Следуя Божьему совету, мы станем орудиями, с помощью которых ненависть и злость будут погашены. Управляя своей реакцией на зло, мы своей жизнью благословим тех, кто дурно с нами обходился (Рим. 12:21).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практический смысл Рим. 12 поразителен. Самое сильное желание Бога — чтобы жизнь христиан была благословением и отражала Его милосердие (Тит. 2:10).
Божья воля такова, чтобы Его дети “побеждали” зло конфликта и благословляли других.
Мы “победим” врагов, сделав их своими друзьями. Мы “побеждаем” желание мести, становясь более терпимыми и прощающими. Мы “побеждаем” злых мужчин и женщин, когда делаем им добро и посрамляем их недоброжелательство, подставляя другую щёку.
Признайте существование брата Раздражительного Сашу и брата Несносного Мишу в нашей жизни. Наличие таких людей не бросает тень на нашу репутацию. Мы сами бросаем тень на свою репутацию, когда отказываемся жить с той проблемой, которую они привносят в нашу жизнь. Пусть враждебность существует не в результате наших действий, а несмотря на наши действия (Фил. 2:2-4).