КАК НЕ СТАТЬ ПАДАЮЩЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ
«Минувшей осенью приехал Танабай в колхозную контору, а бригадир ему и говорит: «Подобрали мы вам, аксакал, коня. Староват, правда, но для вашей работы сойдёт». Увидел Танабай иноходца, а сердце у него больно сжалось. «Вот и свиделись, выходит, снова», — сказал он старому, заезженному вконец коню... Первый раз он встретился с иноходцем Гульсары после войны... »
Чингиз Айтматов. «Прощай, Гульсары!»
Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили! И Лис здесь далеко не последний человек. Он не партнер, как в МММ у Лени Голубкова. Он преданный друг. Мы с ним одной крови. У нас с ним одинаково болит сердце за все что происходит на нашей планете, где по утрам перестали наводить порядок, как это делал Маленький Принц...
Надо же было такому случиться, что пока я набрасывала тезисы этой статьи по следам острейшего выступления Сергея Караганова в передаче «Право знать», мне позвонила милая девочка из магазина, чтоб уточнить, что я забыла заказать.
- А как тебя зовут?
- Сейзим.
- Вот это имя! Откуда ты?
- Из Киргизии.
А привез мне, москвичке, продукты серьезный вежливый мальчик в очках, ну, прямо студент-первокурсник.
- Как тебя зовут?
- Данияр.
Как героя фильма «Джамиля» по тому же Чингизу Айтматову.
Кстати, все помнят, что Айтматов - киргизский писатель?
Сразу скажу, что Сергея Караганова всегда слушаю очень внимательно. Накидала для вас целый конспект. И снова не слушаю тех, кто твердит мне про 300 слов. Я пишу для умных, думающих, деятельных... Умеющих и любящих читать.
Скажу только, что точку поставлю в следующей статье. Завтра мне, наконец, доставят старую книгу, без сверки с которой не скажу, какая идея у меня есть насчет объединения наших народов. Она очень простая! Но потерпите. Сначала - слово мэтру.
О НАШЕЙ СТРАТЕГИИ. НОВОЕ СЛОВО В СЛОВАРЕ ПОЛИТОЛОГА
- Не за всеми конфликтами на наших границах стоит «грязная рука ЦРУ». Некоторые возникают сами по себе из-за провала местных элит. Ситуация более сложная. Из-за экономического спада, который только начинает развертываться в мире, посыпется огромное количество государств и систем. Мой ответ для нас простой - неоизоляционизм.
Это значит – рубить по возможности все точки внешней уязвимости и заниматься своими внутренними делами. Экономическим возрождением и появлением идеологии. В нынешнем мире, который на глазах теряет стабильность, любое вовлечение есть не актив, а пассив. Любое! Даже если покажется, что вы где-то побеждаете, эти победы будут стоить дорого и они преходящи. Поэтому стратегия на ближайшие 2-4 года – максимальное отгораживание от внешнего мира и концентрация на решении своих проблем. Это единственный на сегодня путь.
Такие же проблемы, как перед нами, будут стоять и перед другими странами, которые вынуждены будут заниматься решением мелких и крупных проблем у себя внутри и на периферии. Но для того, что заняться собой, нужно крутое решение руководства страны и элит.
КАК ЭТО БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ?
- Нужна новая наступательная идеология, которая восстановила бы русский кураж внутри и спроецировалась бы затем вовне. У нас огромное количество идей, которые лежат на столе. И которые мы не используем.
Одна из задач России – прекратить отплевываться от запада. Мы должны смотреть на них с достаточным уровнем высокомерия.Они переживают цивилизационный кризис. Можем даже с сочувствием на них смотреть. Не отплевываться и не реагировать на всякую дрянь, которую они сыпят.
Эрдоган не очень-то хочет замыкаться. Китай, выбрав в свое время путь страны- крепости, не выиграл, а проиграл. Сейчас он будет наращивать вооружения, укреплять свой внутренний рынок и потом за счет этого начнет расширяться. А Турция со своей внешней экспансией наверняка посыпется, как уже было. Американцы уже проводят политику неоизоляционизма, но они гораздо в большей степени вовлечены в мир. Им труднее и болезненнее рубить хвосты, чем нам. Мы не так зависимы от внешних связей.
Взаимозависимость, которая вчера считалась позитивным фактором развития сейчас становится фактором нестабильности. Обама пришел с похожей стратегией, но ему не дали ее развить персонажи из нынешнего круга Клинтон. А теперь и они говорят то же самое: вовлеченность в мир есть уязвленность и пассивность.
ЧТО ДЕЛАТЬ С КОНФЛИКТОМ ВОКРУГ КАРАБАХА
- Активную дипломатию никто не отменял. Но она не должна вести к нашему глубокому вовлечению.
- Я был бы крайне против посылки туда наших миротворцев. Эти страны сами выходили из Советского Союза, отталкивались от России. Теперь пускай расплачиваются. (Жестко? Дальше и вовсе жесть.) Но если речь пойдет о территориальной целостности нашего союзника по ОДКБ – всем остальным мало не покажется.
НЕ ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПОСЛЕДНИЕ СПОКОЙНЫЕ ГОДЫ ДО СВОИХ ВЫБОРОВ?
- Если мы последуем примеру г-на Лукашенко, то, безусловно, получим по полной программе. Он, действительно, пересидел, надоел всем. И плюс – он культурно чужд тому самому городскому населению, которое вышло на улицы. Если мы не учтем белорусских уроков, то без всякого вмешательства извне получим проблемы. Не буду давать рекомендаций в телевизор нашему высшему руководству. Оно и без них сообразит.
- Надеюсь, что зимой там пойдет конституционный процесс, будут новые выборы, что Россия – не вмешиваясь во внутренние дела братской страны (с той же скрытой улыбкой) – поможет приходу к власти другого человека. А людей там менять не надо, там вполне крепкая в целом пророссийская элита.
Есть две страны. Может быть, чуть больше... (соседи, не упустите этот шанс), которые играют абсолютно ключевую роль для нас – Белоруссия и Казахстан. Это особый случай.
ПРО НЕПРИЗНАННЫЕ РЕСПУБЛИКИ
- ЛНР и ДНР мы, конечно, не сдадим, хотя наше увлечение излишнее когда-то, может, было и ошибкой. Официально мы не должны препятствовать их интеграции в Украину. Но - реально, с моей точки зрения после всего, что с ними сделали, они никогда не вернутся. Я по счастью не государственный деятель, человек совершенно безответственный, поэтому в вопросе признания непризнанных республик - мой ответ «Да».
ПРО ОШИБКИ ЦАРЕЙ И ЮЖНЫХ СОСЕДЕЙ
- То, что цари залезли в Среднюю Азию, Закавказье и большевики их политику продолжили... Я говорю совершенно непопулярные вещи – это были глубоко дотационные регионы для России. Сейчас они обнищали. Мы, конечно, не сдадим своих союзников ( Армению). Но нужно понимать, что не все в нашей истории было абсолютно правильным. Я лично не вижу особой ценности в некоторых близлежащих регионах. По крайней мере, с точки зрения нынешней мировой ситуации, которая становится похожей на бурлящий котел.
ПОЧТИ БОЛЬНИЧНЫЙ ЭПИЗОД
- Но если мы уйдем, то не придут ли в Среднюю Азию Штаты и Китай? – поинтересовался Геворг Мирзаян.
Тут возмутился ведущий Дмитрий Куликов:
- А что мы туда пришли и так и стоим? У меня с 2014 года чувство, что я работаю в реанимационном отделении. Отовсюду крики: «Мы их теряем!» То Украину, то Белоруссию, то Закавказье - теряем... Что значит – уходим? Мы тридцать лет не контролируем местные элиты. Если только с позиций комдивов – командиров диванов, которые пишут, что мы должны контролировать
Караганов откровенно заулыбался. И я поняла – сейчас зажжет.
- Разумеется, мы не заинтересованы, чтоб там полыхало всё. Хотя будет полыхать... Но соседние страны сами выбрали свою независимость, свой путь. Пускай за это платят. Армяне в России – наши граждане. Их больше двух миллионов, мы их любим, вот их-то мы точно будем защищать. И тех, которые приедут – тоже.
- А если кто-то отталкивается от России, жонглируя тем, что уйдет под США... Что ж, make my day(сделай мой день лучше, обрадуй меня). Вперед! Посмотрим, что будет. Под Китай? Ну ради Бога. Меня не беспокоит его сильное влияние в горах Таджикистана. Может, он даже стабилизирует там ситуацию. Это абсолютно нищие страны. (Простите, друзья и админы Дзена. Это не я – это он сказал). Если Китай туда сильно залезет – меньше гастарбайтеров у нас будет. Но он туда не полезет, тоже боится. Плюс там серьезные антикитайские настроения.
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ
- Она ведется всеми. Мы тоже ведем ее. Мне очень не понравилось, и я критиковал глубокоуважаемых коллег из Минобороны, потому что круглый стол, в котором я участвовал, назывался «Психологическая оборона». (Согласна, но у них так министерство называется!) Нет, господа, нужно вести психологическое наступление.
- Кончайте отплевываться. Нас облыжно обвиняют в том, что мы везде пролезли, а мы все обороняемся. Если мы будем отплевываться и оправдываться, нас никто не простит. Просто потому что мы своим военно-политическим усилением, модернизацией сил сдерживания выбили основу из-под господства запада. Простить нас за это не могут. Им надо к этому привыкнуть.
О НАТО:
- Слабость наша и глупость позволили им расшириться сверх тех пределов, которые могли быть поставлены. Я считаю нашу политику в отношении НАТО ошибочной. Мы должны сказать им, чем оно на самом деле является – после группового изнасилования Югославии, после ливийской агрессии это союз агрессивных сил. Мы должны сказать: ребята, вы члены агрессивного союза, который мы имеем полное право жестко сдерживать.
О ГЕРМАНИИ:
- Германия находится в процессе поиска своего нового внутреннего лица. Но не дай Бог она встанет на путь жесткой внешней политики. Тогда мы будем вынуждены вспомнить, что русское благородство и всепрощение не безусловно (деликатное слово нашел после паузы, а хотел бы выразиться крепче).
О НЕНАВИСТИ К РУССКИМ И К РОССИИ:
- Нас всегда не любили, во-первых, потому что мы большие и сильные. Сейчас это многократно усилилось тем, что мы выбили основу из-под их господства. Мощнейшее чувство уязвленности. 10-15 лет подряд запад чувствовал себя победителем. И тут раз – и всё посыпалось. Я их даже в какой-то мере понимаю. Но зачем нам искать их любви? Давайте любить друг друга.
ПОЧЕМУ НЕ ПОЛУЧИТСЯ НАЛАДИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ЕС.
- Между нами много всего произошло. Но главное – Евросоюз сейчас недееспособен. Нам не с кем там договариваться. Они могут вводить какие-то там санкции... И все. Через 4 условных года с ними можно будет о чем-то договариваться. Сейчас это бессмысленно. Нет партнера.
О ПРЕСЛОВУТЫХ ЦЕННОСТЯХ
- Наши соседи находятся в цивилизационном кризисе. Мы – своеобычная и другая часть той цивилизации. Мы – евроазиатские, у нас очень сильные азиатские корни. И это, может быть, сейчас наша сила. Но в значительной степени мы и часть европейской цивилизации. Получилось так, что мы жизнеспособная ее часть. А они –что-то не очень... Они нам это не простят. Пока не выстроится новый баланс – сближения не будет.
Дипломаты должны разговаривать. Торговцы – торговать, если это выгодно. Но с пониманием, что лишняя технологическая зависимость от кого бы то ни было становится уязвимостью.
О КАЗУСЕ НАВАЛЬНОГО
- Они не хотят вводить массированные санкции, понимая, что это очень опасно для внутреннего единства Евросоюза. Давайте немного подождем. Ситуация с Навальным может разъясниться. Она слишком темная. Не могу дать однозначной оценки, что там реально произошло. Я просто не знаю. В крайнем случае можно будет тоже санкции ввести. Против какого-нибудь генерала. Жалко их... Хорошие генералы есть во Франции. (Хитро прищурился. Незнаток.)
БУДЕТ ЛИ ВОЙНА
- Не будь ядерного оружия, она давно бы разразилась. Мы сейчас ближе к войне, чем когда бы то ни было в истории. Очень высок шанс войны. Есть пять-шесть мест, откуда она может заполыхать. Даже из какого-нибудь несущественного кризиса. Если в Закавказье Турция попрется, то может стать источником гигантской войны. Но, к сожалению, я пока не вижу возможности договориться. Идет борьба не за новые правила, а за плацдармы, на которых мы потом будем за них бороться. Если пятерка встретится – хорошо. Хотя бы для того, чтобы немножко разрядить эту атмосферу.
Вся система пришла в движение. Плюс к этому налетел огромный экономический кризис, который приведет к тому, что посыпятся правительства, будут меняться политические системы. В самых «демократических» усилятся авторитарные элементы. Авторитарные правительства сменятся еще более авторитарными... Мы находимся в штормовой ситуации. Можно сказать – военная ситуация, только войны нет.
КАКИЕ ТАКИЕ ИДЕИ ЕСТЬ У РОССИИ?
(вопрос с подковыркой от небрата)
- Во-первых, мы освободили мир от западного ига - из-под военного превосходства, которым он обладал 500 лет, на котором строилось его политическое, экономическое и культурное могущество. Мы, правда, тогда были частью запада, поэтому это поражение в какой-то степени и наше (цивилизационное). Мы – снова народ-освободитель: мы сейчас даем Малайзиям, Индонезиям, Индии возможность свободно выбирать свой путь. (Куликов советует небрату, который не врубился, еще раз посмотреть запуск Циркона). Мы – народ победителей. Победили всех гегемонов. С большими трудами Чингизидов...
- ... Выбили Карла ХII-го. Затем Наполеона. Затем Гитлера. А теперь, господа, мы завершаем господство США. Мы не боролись против них, мы защищали себя. У них начался кризис. И сам по себе, и потому, что запад лишается возможности перекачивать мировой ВВП в свою пользу, чем он пользовался 500 лет. Мы – поставщики свободы и мира. Могу еще пяток таких идей вам набросать...
О ВЫСОКИХ ОТНОШЕНИЯХ ВОСТОЧНЫХ ПАРТНЕРОВ:
- Пусть турки с иранцами сами разбираются. Они друг друга не любят. И дай Бог им счастья.
А ЕСЛИ ТУРЦИЯ РЫПНЕТСЯ В НАШУ СТОРОНУ?
- Не дай Бог. Азербайджан – наш сосед и дружеская нам держава...
О ЛЖИ И МОРАЛИ
- Мы должны говорить правду, избегать лжи сами, а мы иногда тоже немножечко перебарщиваем. Надо помнить, что ложь - это результат их глубокой уязвленности из-за цивилизационного кризиса. По всему миру и немного у нас из-за длительного времени отсутствия необходимости бороться за хлеб, за землю, за Родину начала меняться мораль. Появились псевдоидеологии – климатизм, демократизм, феминизм (не путать с правами женщин), BLM и далее по списку... Это глубокий морально-психологический кризис значительной части человечества. От него нужно отгораживаться. И выдвигать жизнеспособную идеологию, чтобы мы под него не попали.
О МОЛОДЕЖИ, КОТОРАЯ НЕ ВИДИТ КАРТИНУ БУДУЩЕГО
- Это наша с вами работа, которую мы не делаем, - выработать национальную идеологию. И насаждать. Долгое время мы врали себе, что она придет из народа. Никогда никакая идеология, кроме разрушительной, снизу не приходила. Мои большие претензии на этот счет к себе, к вам и к руководству страны. Умерла в 70-е коммунистическая идея, никакой другой на смену не пришло. Безверие, пессимизм... И мы посыпались.
Надо предлагать и навязывать совершенно очевидные вещи. Сверхгуманные. В чем смысл существования человека. Он может служить только себе? Тогда мы получаем атомизированное общество. Может увлекаться псевдоидеологиями. Но вообще-то смысл существования человека во всех религиях и цивилизациях – кроме падающих и упавших - заключается в служении семье, обществу, стране, миру и Богу, если он в него верит. И если человек не руководствуется этими постулатами, он не человек. Его не надо сажать в тюрьму, но он не заслуживает уважения и самоуважения. Эти простые вещи существуют во всех религиях и всех цивилизациях. Кроме падающей ныне, которую кто-то называет либеральной, хотя название происходит от слова «свобода», но это несвободная цивилизация.
P. S. Ну, как говорится, живите теперь с этим, думайте. Имейте в виду, что Караганов подчеркнул, что неоизоляционизм это не полное закрытие от мира, которое он считает идиотизмом и самоубийством.