К современной русскоязычной «премиальной» литературе я присматриваюсь подолгу и берусь редко. Но Славникова зацепила меня темой. Как человеку, который сам недавно садился в инвалидное кресло, мне было даже важно взять в руки книгу про инвалида. И поймите меня правильно, я отнюдь не ждала позитивной борьбы с системой и радостных заключений, что «инвалид то он вообще все может». Такого мне и в инстаграм хватает. Пожалуй, мне хотелось книгу, в которой бы меня понимали.
Олег Ведерников готовился к чемпионату Европы по прыжкам в длину, спорт был для него всем. Но судьба решила иначе, и вот Олег уже выталкивает из-под машины маленького мальчика, лишаясь сразу обеих ног. Спасая парнишку, он бьет все свои собственные рекорды, да кому нужен твой лучший прыжок, когда ты уже никогда больше не прыгнешь?
Первое, что меня во всех смыслах поразило – как Славникова передала настроение. Всю злость и непринятие своего нового тела, все страхи, все длинные ночи и бесконечно бегущие дни – автор будто сама на своей шкуре испытала что значит стать инвалидом. Мне будто залезли в голову и вернули все эмоции моего первого года.
Но мне абсолютно не понравился герой. Та призма, через которую мы смотрим на всех персонажей – это призма восприятия Олега, и это совсем не розовые очки, а пыльная и грязная стекляшка из гаража. В каждом человеке, что появляется на его орбите, он видит лишь плохое, замечая каждую кривую родинку, лишний вес, морщины – и копит весь негатив в себе, будто купаясь в нем. И, несмотря на то, что нам выпадает честь наблюдать за ним 15 лет, он не становится лучше. Он опускается, винит всех, когда на него не обращают внимания, а больше всего – если таки обращают. И вряд ли он был другим до потери ног. Как же сложно поверить, что отчаяние и депрессия могут настолько изменить человека.
Все нытье и эгоизм Олега оттолкнули меня, как читателя, и оттолкнули меня, как человека, который смог бы понять, что он чувствует.
Но на фоне всей моей неприязни к герою, я могу понять одно: почему он жалеет о спасении мальчика. Пусть даже бы он вырос прекрасным молодым человеком, а не «негодяйчиком». В конце то концов, не будем мы все сверкать белым пальто и говорить, что «вот я бы все равно спас». Такой ценой? Да я бы тоже жалела.
В книге нет положительных персонажей. За красивыми, ладно подобранными словами скрывается сколько чернухи, что из книги выныриваешь, как из омута, и потом еще пару дней думаешь, зачем вообще в него лезла.
Вывод: нашумевшую русскую литературу я буду по широкой дуге еще с годик обходить. А потом снова попробую. Может да повезет?