Найти тему
Вижу красоту

«Foreign made». Советский экспортный фаянс на Восток

Друзья, на этот раз я хочу с вами поделиться своей статьёй 2015 года. Материал был собран при работе над атрибуцией столовых фаянсовых тарелок из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Тогда же и опубликован в сборнике конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства», под эгидой Третьяковской галереи. А затем и на личной странице в ЖЖ / LiveJournal. Однако в последующие годы находились всё новые факты и сведения. И теперь я вам предлагаю к ознакомлению третью редакцию статьи.

Вторая версия статьи появилась благодаря моему знакомству с коллекцией Государственного музея керамики в Кусково, из-за приглашения которого на должность хранителя коллекции советского и современного фарфора в 2017 году я и переехал из Омска в Москву. В рамках своего научного интереса я сразу же проанализировал учётную документацию по электронным базам данных музея. Искомая марка была обнаружена только в коллекции советского фаянса, хранитель которого Ольга Пучнина предоставила мне исчерпывающие данные, подтвердившие мою гипотезу. В том же году с докладом об удачной находке я выступил на внутренней закрытой коференции музея отчётной по итогам годовой научной работы сотрудников. И в связи с тем, что статьи сдаются в архив музея без их публикации, я передал материал для размещения в интернет-издании Sammlung/Коллекция. В мае 2019 года статья вышла в сеть с заголовком Что такое Foreign made на посуде?

Сегодня же я хочу соединить в одной публикации текст статьи со слайдами презентации 2015 года, и дополнениями 2017 и 2020 годов.

-2
Гольский И. А. Экспортные марки советской фаянсовой посуды 19201930-х годов. Определение производств по декору // «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства» // Материалы XIX научной конференции (26 ноября – 28 ноября 2014 г., Москва). – М.: Объединение Магнум Арс. 2015. – 298 с. – С. 210-215.

В практике музейного и антикварного описания предмета прослеживается устойчивая ошибка атрибуции по схожести марки производителя. Марка скорописью «Foreign made» [фóрин мэйд] – «Иностранного производства», впервые была опубликована в 2003–2004 годах как марка Дмитровского фарфорового завода в Вербилках исследователями отечественной керамики Татьяной Дулькиной, Лидией Андреевой и Эльвирой Самецкой. Они же чётко указывают на способ нанесения марки наиболее применимым в фарфоре надглазурным способом.

Практика работы с бытовыми предметами позволила выявить на фаянсе отличную от фарфора по стилю написания марку «Foreign made». Это марка с жирным печатным написанием букв с засечками в основании.

Отнесение этого варианта экспортной марки к Конаковской фаянсовой фабрике удалось подтвердить нахождением «эталонного образца» фонде Государственного музея керамики в Кусково.

Госкаталог: 7125924. Источник: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7286900
Госкаталог: 7125924. Источник: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7286900

В собрание музея в 1934 году из Торговой палаты поступила тарелка (Инв. № ФС-1514) с подглазурной маркой с написанием в две строки «Foreign made» как образец продукции Конаковской фаянсовой фабрики.

Аналогичные десертные тарелки представлены и в коллекции Государственного исторического музея:

Госкаталог: 3154739. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=1207213 Госкаталог: 2872238. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=1207241
Госкаталог: 3154739. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=1207213 Госкаталог: 2872238. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=1207241

***

Сопоставление марок и широко известных декоров советских фаянсовых тарелок, блюд, мисок и лотков позволило составить устойчивые пары и длинные зрительные ряды. Результатом наблюдения явилось отнесение к продукции фаянсовых фабрик в Твери и Будах исключительно подглазурной зелёной марки «Foreign made» в трёх вариантах. Следствием чего стало сомнение в прежней атрибуции этой марки как знака подмосковных фарфоровых заводов в Вербилках и Дулёве.

Марки советского фарфора, фаянса и майолики / [Насонова И. С., Насонов С. М., Гольский И. А., Дворкин Г. Л.] – М., Издательство «Среди коллекционеров», 2009
Марки советского фарфора, фаянса и майолики / [Насонова И. С., Насонов С. М., Гольский И. А., Дворкин Г. Л.] – М., Издательство «Среди коллекционеров», 2009

Марка в круге «foreign made» [фóрин мэйд] – иностранного производства, отнесённая коллективом авторов издательства «Среди коллекционеров» в двухтомном издании 2009 года к Дулёвскому заводу под № 229, пока замечена только на фаянсовых тарелках.

-6

Предлагается считать эту круглую марку принадлежащей Тверской фабрике по факту её сопутствия синему трафаретно-аэрографическому декору «Пятилетка: 1928 – 1933», замеченному также с маркой № 358, датируемой 1929 – 1932 годами. Этот же период времени как экспортный указан Лидией Андреевой для круглой марки [Андреева Л. В. Советский фарфор. Фонд Сандретти русского искусства XX века. Каталог выставки Музея современного искусства Тренто и Роверето. – Роверето, 2004. – С. 231, ил. 50]. Одновременно фабрика выполняла заказы на этот вид продукции для внутреннего и внешнего рынков.

-7

Прийти к уверенному заключению о принадлежности к тверскому производству варианта марки с написанием в две строки «Foreign made» помог ряд из двенадцати предметов с серийным, двухцветным, трафаретно-аэрографически выполненным декором из крупных цветов, и ряд из четырнадцати предметов с близкими по стилистике цветочными мотивами. Выявленная посуда, проштампована подглазурными зелёными марками периода 1920–1946 годов.

-8

Группировка предметов по декорам позволила выявить два отличных друг от друга стиля написания фразы в две строки с прописной большой буквы «Foreign made».

-9

Жирное печатное написание букв с засечками в основании – для Твери и тонкое скорописное курсивное написание – для Будянской фабрики.

«Скоропись» устойчиво сопутствует декалькомании «Пионеры Востока» и «Старое и Новое». Об исключительной принадлежности этих деколей к продукции Будянского фаянсового завода говорит прямоугольный штамп № 72 (1922 – 1934 годы), встречающийся на подобных предметах чаще экспортной марки. Ещё одним доводом в пользу будянского происхождения предметов с названными деколями может служить факт обнаружения марки «Foreign made» с опечаткой: разница в порядке букв – ng вместо gn.

-11

Рассматриваемая выше круглая марка, первое слово в которой начинается со строчной маленькой буквы, имеет похожее на будянское тонкое написание, но отличается печатным прямым стилем, что хорошо видно по буквам i и e.

Ещё раз акцентирую внимание – уверенно говорить, что марка «Foreign made» является знаком тверской или будянской продукции можно только в отношении к указанным декорам. С высокой степенью вероятности «тверское» написание может являться типовым для российского треста «Главфарфорфаянс», а «будянское» – в целом для украинского треста «Укрфарфорфаянсстекло».

-12

«Будянское» написание «Foreign made» попадается также на фаянсовых тарелках с отводкой и монохромными печатными рисунками «5 летку в 4 года» и «Всенарпит», и ещё – с дореволюционным декором «Флора», имеющим широкую географию производства. В этих случаях надо обращать внимание на материал.

Лозунг пятилетки в ромбе встречается и на изделиях Коростеньского фарфорового завода. Посуду с эмблемой «Всенарпит» по заказу Треста столовых Народного питания (Нарпит) Народного Комиссариата внутренней торговли СССР (Наркомвнуторг) производили фарфоровые заводы РСФСР – «Красный фарфорист» (Грузино / Чудово), «Коминтерн» (Волхов), «Пролетарий» (Бронницы), и заводы УкрССР – Барановский фарфоровый завод имени В.И. Ленина, Коростенский фарфоровый завод имени Ф.Э. Дзержинского.

-13

Декор «Флора», заимствованный с французского фаянса фирмы «Sarreguemines» (Саргемин, Лотарингия), входил в ассортимент фабрик Матвея Кузнецова (декор № 328) в Твери, Будах, Риге; Бронницкой фабрики Ивана Кузнецова, Каменнобродского завода Айзика Зусмана (а также польского завода Якова Тейхфельда во Влоцлавске).

Печать этого рисунка продолжилась и в советской России и на Украине [Каталог фарфора, фаянса и майолики. – Киев: Местная промышленность, 1940].

-15

Встречаются только фаянсовые тарелки с «тверской» и «будянской» экспортной маркировкой «Foreign made», а также с подглазурной зелёной маркой в виде льва, часто в сочетании с подглазурным же зелёным штампом с надписью в две строки в треугольнике «MADE IN SOVIET UNION».

Атрибуцию экспортного фаянса со львом и треугольным штампом на обороте как продукции Тверской и Будянской фабрик подтверждают тарелки с двойным клеймением – маркированное для экспорта бельё проштамповывается более поздними марками. Лидия Андреева для надглазурного треугольного штампа (вероятно, для фарфора) указывает экспортное назначение конца 1920-х годов [Андреева Л. В. Советский фарфор. Фонд Сандретти русского искусства XX века. Каталог выставки Музея современного искусства Тренто и Роверето. – Роверето, 2004. – С. 231, ил. 49].

-17

Эльвира Самецкая называет период 1927 – 1937 годов для марки в виде сидящего льва, предположительно указав импортёром Африку [Самецкая Э. Б. Советский агитационный фарфор. Справочник-определитель. – М.: Collector‘s books, 2004. – 478 с., ил. – С. 472, ил. 1 /специальные экспортные марки и клейма/].

-18

Самецкая, и ранее Татьяна Дулькина, публикуют также марку «Foreign made» только «будянского» скорописного типа написания, указывая надглазурный тип нанесения, красный и зелёный цвет, и определяя её как знак Дмитровского фарфорового завода [Дулькина Т. И. Марки российского фарфора и фаянса. 1750–1960. – М.: Издательство Ирины Касаткиной, 2003. – 432 с. – С. 358, № 1342].

-19

Могу добавить только то, что на антикварном рынке встречается фарфор чайного назначения с надглазурными яркими красными (малиновыми) и зелёными (изумрудными) марками в виде сидящего льва.

-20

Завершить хочется некоторыми заметками относительно экспорта вообще, и в Африку в частности. Согласно сборнику документов и материалов «Советское декоративное искусство. Фарфор. Фаянс. Стекло» осуществлялась выработка фарфоровой и фаянсовой посуды на заводах Союзстеклофарфора и Укрфарфортреста – Дулёвском, Будянском, Барановском, Коростеньском – согласно договору Торгпредства СССР в Турции с египетской фирмой «Сакс и Ко» (по образцам Турции и Египта)[Советское декоративное искусство. Фарфор. Фаянс. Стекло. Материалы и документы. 1917-1932. – М.: Искусство, 1980. – 340 с., ил. – С. 139]. Упоминается, что переписка за 1930 год правления Союзпромэкспорта и акционерного общества «Arkos Limited» в Лондоне (All Russian Cooperative Society – Всероссийское кооперативное общество, учреждено в 1920 году) об экспорте стекольно-фарфоровых изделий, даёт представление об ассортименте изделий, заказываемых для продажи на английском рынке и в колониях в Африке [Там же. – С. 282].

Согласно статистическому обзору [Внешняя торговля ССС за 1918–1940 годы. Статистический обзор. – М.: Внешторгиздат, 1960. – 1136 с.] с 1918 по 1923, существенного экспорта из СССР фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды не было. В последующие годы данная строка экспорта обозначена только для девяти стран, среди которых Англии нет. Из стран Африки в сборнике представлены Алжир, Египет, Конго (Бельгийское), Мадагаскар, Марокко (Французское), Тунис и Южноафриканский союз. Но только Египет проходит как импортер фарфоро-фаянсовой посуды.

Таблица наглядно демонстрирует устойчивые связи СССР и Монголии, торговля с которой осуществлялась с 1922 года через Сибгосторг, а с 1926 года через специализирующееся только на монгольском рынке акционерное общество «Стормонг».

В другом источнике отмечается, что Сирия, Палестина и Египет своей продукции из стекла, фарфора и фаянса не имеют. Благоприятным обстоятельством для сбыта «русского фарфора и фаянса» было то, что на Ближнем Востоке он не нуждался в рекламе – «Сирии и Палестине, как странам, ранее входившим в состав бывшей Турции, он известен» [Агапов М. Г. Истоки советско-израильских отношений: «еврейский национальный очаг» в политике СССР в 1920-е – 1930-е гг.: монография. – Тюмень: «Вектор Бук», 2011. – 324 с. – С. 190]. Важную роль в развитии торгово-экономических связей СССР с Палестиной в этот период сыграло Русско-турецкое экспортно-импортное акционерное общество «Руссотюрк», образованное в 1924 году и действовавшее до 1929 года. Все без исключения «восточные купцы» Палестины – контрагенты советских хозучреждений и внешнеторговых организаций, известные турецкому торгпредству СССР, – «бывшие русские подданные», у которых, по крайней мере в период НЭПа, сохранялись связи со «страной исхода», в том числе и деловые [Там же. – С. 188].

В сборнике «Фарфор. Фаянс. Стекло» сообщается: «Несмотря на экономические и хозяйственные трудности, фарфоровые и стекольные заводы во второй половине двадцатых годов довольно широко экспортировали свою продукцию. Так, например, Дулёвская фабрика отправляла свои изделия в Америку, Германию, Персию, Турцию, экспортировались её изделия в Финляндию, Польшу, Эстонию, а целый ряд фабрик (в частности, Рыбинская) целиком перешли к 1930 году на выработку экспортной продукции для азиатского рынка [Советское декоративное искусство. Фарфор. Фаянс. Стекло. Материалы и документы. 1917–1932. – М.: Искусство, 1980. – 340 с., ил. – С. 298].

-22

«Восточный» фарфор, замечает Лидия Андреева, «был самым ценным и едва ли не единственно ценным в художественном отношении из всего, что вырабатывалось до революции на кузнецовских фабриках. В нём сохранялась от старого русского фарфора яркость красок, привлекавшая «восточной» цветистостью и глаз европейца» [Андреева Л. В. Советский фарфор. 1920-1930-е годы. – М.: Советский художник, 1975. – 340 с., ил. – С. 240].

-23

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив