Авиа Происшествие, которое случилось в селе Ижма республики Коми в 2010 году, стало примером счастливого стечения обстоятельств и профессионализма лётной команды. Катастрофы в авиации, увы, не всегда заканчиваются благополучно, это связано с особенностями данного вида транспорта, его размерами, скоростью, массой и многими другими физическими показателями, ведь остановить огромный самолёт в воздухе невозможно. Стоит ему потерять скорость, а следовательно и подъёмную силу, как он перестаёт отличаться от камня и молниеносно начинает пикировать вниз.
Это был обычный рейс №516 авиакомпании «Алроса» из аэропорта Полярный (город Удачный) в Домодедово (Москва). Самый обычный внутренний рейс, длительностью около 5 часов, который экипаж выполнял 2 раза в неделю, не представлял с точки зрения сложности ничего особенного. Самолётом ТУ-154 с бортовым номером RA 85684 управлял командир Евгений Новосёлов, пилот первого класса с налётом в 9500 часов. Второй пилот Андрей Ламанов, также пилот первого класса, с налётом в 10500 часов. 72 пассажира и 9 членов экипажа. И казалось бы, ну что может случиться...
Через несколько часов полёта в самолёте отказала электроника. Пилоты остались без приборов навигации, без приборов связи, и почти без управления самолётом, поскольку много элементов управления имеет именно электрические приводы. Командир Евгений Новосёлов успел сообщить ведущему рейс диспетчеру о неполадках на борту и запросил подготовить ближайший аэропорт для вынужденной посадки. Но связь прервалась в тот момент, когда диспетчер в ответ спросил о причине происшествия. Больше самолёт не выходил на связь Ни один прибор не передавал сигналы о местоположении самолёта, поэтому наземные службы также не имели представления о фактическом местоположении самолёта.
Топливная система ТУ-154 устроена таким образом, что топливо в двигатели подаётся из центробака, специального бака, куда, в свою очередь подаётся топливо из остальных баков самолёта. Топливо из резервных баков подаётся с помощью электронасосов, поэтому пополнение центробака с выходом из строя электроники прекратилось полностью. Самолёт мог продолжать движение только на остатках топлива в центробаке, и в определённый момент командир увидел остаток топлива в размере 2,5 тонн. Такого остатка могло хватить примерно на полчаса полёта. Итак, самолёт без электроники и связи, количество топливо и время полёта сильно ограничены. Самолёт летит где-то над тайгой и очень непростым ландшафтом. Населённые пункты здесь очень редки, а найти аэропорт, или хотя бы полосу в таких условиях просто не представляется возможным. Под бортом плотная облачность, которую необходимо “пробить”, чтобы выйти на визуальный полёт.
Ижма - маленькое село, имеющее собственную взлётно-посадочную полосу для небольших судов 3 и 4 класса - АН-24, Як-40, Л-410, АН-2 и подобными. Но в 2003 году полоса была закрыта для приёма самолётов и по сути превратилась в вертолётную площадку. Руководить ею, обслуживать её и поддерживать в её в пригодном состоянии легло на плечи Сергея Сотникова. И его ответственность сыграла ключевую роль в этой истории. Сергей Михайлович продолжал следить за состоянием полосы не смотря на то, что самолёты уже давно не садились на эту полосу. Он вырубал кусты и деревья, и следил за тем, чтобы на полосе не было мусора и посторонних предметов. К тому же сразу за аэропортом находятся грибные места, и если бы не ответственное отношения Сотникова к своей работе, в конце полосы могли находиться автомобили грибников и ягодников.
Экипаж принимает решение пробивать облачность и переходить на визуальный полёт. Перед ними встаёт прекрасная картина северной тайги - лесов, гор, рек, холмов. Приятная для глаза обывателя, но посадить самолёт на таком рельефе не представляется возможным. Запас топлива кончается на глазах, и командир начинает высматривать прямой участок реки. Единственный теоретически возможный вариант спасти людей и судно, это приводнить его. Но для этого требуется длинный и прямой участок реки, а северные реки очень извилисты. Наконец, когда команда начинает высматривать место для приводнения, они замечают полосу. Обнаружить в таком и при таких обстоятельств полосу аэропорта сродни чуду. Моментально принимается решение сажать самолёт на неё, но запас топлива позволяет экипажу сделать дополнительный круг перед посадкой и немного изучить полосу, что они и делают.
Длина полосы, необходимая для посадки ТУ-154 около 2500 метров. Длина полосы аэропорта Ижмы лишь 1350 метров, и было понятно, что пробег самолёта после касания будет явно больше, чем длина полосы, но выбирать не приходилось. Экипаж постарался выполнить касание максимально близко к началу полосы и включил реверс.
Машина эффективно замедлилась, но на момент, когда кончилась полоса, остаточная скорость была около 100 км/ч. Срезав кусты и деревья, самолёт остановился за полосой на расстоянии около 100 метров от её края. Не пострадал и не погиб ни один из 72 пассажиров и 9 членов экипажа. Самолёт так и остался стоять с открытыми ковшами реверса.
Было принято решение восстановить самолёт, и через несколько месяцев, в марте 2011 года под пилотирование лётчика-испытателя Рубена Есаяна борт RA-85684 взял курс на Ухту, откуда был впоследствии переправлен в Самару на авиационное предприятие «Авиакор».
Экипаж рейса, а также Сергей Сотников были представлены к государственным наградам.
Спасибо за просмотр. Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк, если вам понравилась статья.