Соединить Японию с материком посредством подводного тоннеля — давняя мечта. Вариантов по большому счету только два — Корейский полуостров и Россия. В разное время озвучивались обе идеи.
Последний раз о возможном железнодорожном сообщении между РФ и Японией в октябре 2020 года во время видеоконференции с президентом Владимиром Путиным заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Правда, для реализации столь амбициозного проекта необходимо сначала построить тоннель/мост на Сахалин.
Что же касается идеи соединения островного государства с Южной Кореей, то она пока выглядит более реальной, хотя в техническом плане значительно сложней российского варианта. Все-таки от Хоккайдо до Сахалина около 45 км, а от острова Кюсю до Пусана (Респ. Корея) — 200 км. Хотя тоннель не будет беспрерывным: он пройдет через острова Цусима и Ики.
Первые попытки
Этот проект обсуждали еще более ста лет назад, когда Корея стала японской колонией, но тогда желания были гораздо выше возможностей. А вот в 1939 году от слов перешли к делу: в то время считали важным иметь прямое железнодорожное сообщение со странами-союзниками по нацистскому блоку. Поэтому и начали детально прорабатывать проект тоннеля.
В 1941 году на островах Кюсю и Цусима начались подготовительные работы. Однако через два года дела Японии резко пошли вниз, и из-за нехватки средств и элементарно рабочей силы, проект пришлось свернуть.
После войны, когда обе страны уже окрепли экономически, потихоньку стали возвращаться к вопросу о строительстве тоннеля, однако до разработки детального проекта и тем более его реализации было еще очень далеко.
Новая надежда
К обсуждению на самом высоком уровне вернулись в 2002 году: в то время страны совместно проводили Чемпионат мира по футболу. Постройка объекта в начале нового тысячелетия обсуждалась правительствами двух стран.
И Япония, и Южная Корея тогда провели тщательные исследования относительно возможной реализации проекта, но дальше расчетов дело не двинулось. Вернулись к вопросу через семь лет, заявив, что тоннель необходим и должен поспособствовать дальнейшему экономическому росту обеих стран.
Тогда же приступили к исследованию возможных маршрутов. Более предпочтительным был вариант, согласно которому конечной точкой в Японии становится город Карацу, а в Республике Корее — Пусан. Путь, который предлагалось проложить в 1940-е, со стороны Японии должен был начинаться в Фукуока. Еще одно более позднее предложение — Карацу (Япония) — Кодже (Респ. Корея).
Вариант Карацу — Пусан предполагает от Корейского полуострова до японского Ики строительство двух тоннелей 60 и 68 км соответственно, а от Карацу до острова Ики — возведение моста. Помимо железнодорожных путей, предусмотрено автомобильное сообщение.
«За» и «против»
Реализация проекта оценивается более чем в $ 150 млрд, что у критиков вызывает вопрос целесообразности строительства тоннеля. По их мнению, окупаемость займет слишком много времени, а если прибавить ежегодные расходы на содержание объекта, тогда он и вовсе может быть убыточным. Например, Институт транспорта Кореи в 2011 году сделал заключение, согласно которому строительство тоннеля нецелесообразно с экономической точки зрения.
В то же время японский профессор Тосиясу Нода из Университета Сейнана Гакуина считает, что с учетом грузопотока из Южной Кореи, России и Китая, а также дорожных сборов, тоннель ежегодно сможет приносить свыше $ 5 млрд чистой прибыли. Что касается времени строительства, то, по мнению ученого, объект можно возвести за десять лет. Хотя некоторые его коллеги полагают, что прокладка тоннеля займет в 1,5 раза больше времени.
Некоторые же высказывают сомнения и по поводу технической стороны вопроса, считая, что и сама реализация, и последующая эксплуатация объекта связаны с рядом рисков и трудностей. Например, до конца непонятно, как проводить эвакуацию людей в случае серьезной аварии.
По мнению отдельных экспертов, существуют и политические причины, которые могут стать преградой в осуществлении данной идеи. Например, в Институте городского планирования Южной Кореи отмечали, что жители полуострова могут не поддержать проект, так как Япония до сих пор у некоторых ассоциируется с оккупантами. И, действительно, многие южнокорейцы выступают против совместного тоннеля.
Поэтому, как считают эксперты, необходимо провести всенародное голосование и утверждать проект стоит только в том случае, если жители обеих стран большинством голосов будут «за» его реализацию. Некоторые даже красиво подмечали, что между странами, история взаимоотношений которых очень непростая, вначале нужно проложить «тоннель сердца», а уже потом строить буквальный объект.
Читайте: Китай строит первый подводный тоннель для высокоскоростных поездов