Найти тему

Не очень удачная учёба реаниматолога в Германии. Или как лучше учить английский язык: в группе, индивидуально, а может самому?

Оглавление

Рассказывает Марина Сухина, сооснователь школы английского HOP&SCOTCH.

В этой статье я хочу разобрать, виды обучения английскому языку применительно к типам задач, которые эти виды учёбы решают лучше всего. Расскажу на примере своей истории. Так будет нагляднее )

Марина Сухина во время дежурства в реанимации.
Марина Сухина во время дежурства в реанимации.
Итак, зима 2010 года. Я заведую кардиореанимацией в Петербургской больнице. И мне счастливым образом предлагают двухнедельную бесплатную учёбу по одному из аспектов реаниматологии в крупной немецкой клинике.

Я была невероятно рада! Смущало одно, и смущало не на шутку: английский... Учёба на английском, общение тоже. Какой смысл ехать и не понимать, не мочь задать вопросы, не мочь пообщаться? К тому же в приглашении прямо говорилось о том, что свободное знание языка обязательно.

Мой английский от свободного был далёк. Общеобразовательная школа в Киеве, физико-математическая в Брянске и медицинский лицей в Петербурге снабдили меня двумя выученными наизусть текстами: о Лондоне и Гагарине. Петербургский медицинский университет добавил текст о гриппе и умение прочитать и перевести профессиональную статью. Со словарём )

О, до сих пор помню каждое слово!
О, до сих пор помню каждое слово!

Признаюсь, это порядком омрачило мою первоначальную эйфорию. И я незамедлительно начала действовать: осмотрела отдел "Дома Книги", купила какой-то учебник и адаптированного к среднему уровню (так я польстила своему английскому) О. Генри.

Удачно, что на попытку самостоятельной учёбы я не потратила много времени. Первая же неделя показала, что:

  • мне не достаёт ресурса, энергии, задора, досуга на то, чтобы усадить себя за учёбу
  • но куда более важно то, что я понятия не имею, в какой части языка нахожусь, на что обращать внимание, где взять именно то, что мне нужно: что даст мне способность понимать и полноценно говорить?
Часть художественной библиотеки HOP&SCOTCH.
Часть художественной библиотеки HOP&SCOTCH.

Становиться экспертом в вопросе изучения иностранных языков времени у меня не было и я решила найти курсы, школу. Как искала и что нашла — тема не этой статьи. Важны вводные:

  • до отъезда оставалось 2,5 месяца
  • я была очень мотивирована
  • сориентировавшись по ценам десятка школ, я выделила бюджет, достаточный для индивидуальной учёбы
  • у меня были особенности графика: из-за суточных дежурств мне подходила учёба только по средам и субботам, причём по средам только вечером

В итоге я училась в группе, дважды в неделю по вторникам и пятницам после суточных дежурств и целого рабочего дня. К поездке мой английский стал поживее, я немного освежила времена и стала меньше стесняться. Учёба в Германии прошла неоднозначно.

Хорошо было то, что:

  • лекции читали немцы, их английский в силу чёткости артикуляции был мне в основном понятен. Возможно, стоит отдать должное и такту лекторов: слушатели были из разных стран, лекторы пользовались простым языком
  • контент был профессиональным, а он что на русском, что на английском латинский
  • в практической работе тоже в основном были термины да и в собственной профессии без слов понятно, что к чему

Но за рамками лекций и работы в отделении всё было так себе:

  • экскурсии, свободное время с немецкими коллегами могли оказаться куда более интересными и радостными, если бы я могла полноценно общаться... Жаль, до сих пор жаль упущенного общения.
Преподаватели HOP&SCOTCH между занятиями.
Преподаватели HOP&SCOTCH между занятиями.

По возвращении я снова решила вернуться к учёбе, но это уже совсем другая история, которая напрямую ведёт к собственной школе.

Давайте теперь проанализируем, что мне было нужно, а что нет, и почему.

Варианты учёбы есть следующие:

1. Самостоятельно

2. В группе

3. Индивидуально

1. Самостоятельная учёба.

Книга из художественной англоязычной библиотеки HOP&SCOTCH.
Книга из художественной англоязычной библиотеки HOP&SCOTCH.

Самому язык вполне можно выучить. Есть множество ресурсов для самостоятельного изучения английского языка.

Иностранный язык можно выучить даже по художественным книгам.
Например, в HOP&SCOTCH была соискатель на должность преподавателя, выучившая испанский до C2 (подтверждён международным экзаменом) по Сервантесу. Она, не зная ни слова на испанском, начала со словарём читать Дон Кихота и к концу книги уже знала язык!

Но самостоятельная учёба требует:

  • сильной мотивации, интереса, увлечённости. Страсти или целеустремлённости. Готовности долго и системно работать. Серьёзно организовывать себя
  • досуга. Эмпирическое, не организованное, не наблюдаемое извне изучение требует времени.

Таким образом, учиться самому хорошо, если:

  • к этому лежит душа
  • нет срочной задачи
  • вы дисциплинированы
  • у вас достаточно досуга.

Добавлю ещё, что самостоятельная учёба — полноценный вариант выбора, если закончен уровень Pre-Intermediate, т.к. база языка уже освоена.

Очевидно, что этот вариант мне не подходил:

  • время поджимало
  • к учёбе вынуждала не страсть, но необходимость
  • временного, душевного, энергетического ресурса в условиях дежурств и работы не было, досуга и подавно.

2. Учёба в группе.

Идеальный формат, чтобы полноценно освоить язык:

  1. Позволяет учиться общаясь, то есть в условиях приближенных к естественному использованию языка: разные люди со своими особенностями произношения, манерой речи. Если группа небольшая, получаем разнообразную практику + полноценное внимание преподавателя к каждому.
  2. Чудесно сочетается с работой и личной жизнью:
  • не тратит много времени: регулярное расписание, как правило дважды в неделю, позволяет быстро привыкнуть и встроить учёбу в жизнь. А английский при этом осваивается
  • не тратит много денег: учёба в группе дешевле индивидуальной. Можно запланировать бюджет и экономить, если учишься системно и давно (в большинстве школ есть программы лояльности)
  • не требует сверх-мотивации и самодисциплины. Ваша задача — ходить на занятия и делать домашние задания. Остальное вы по сути делегируете школе. Таким образом, вы тратите усилия только на усвоение материала.

Как правило, в группах учат общим навыкам владения английским — такой вид учебы принято называть основной курс английского языка. То есть когда уровень за уровнем (уровней семь) вы равномерно продвигаетесь по всем аспектам английского.

В моём же случае мне нужно было другое: "собрать" какую-то индивидуальную программу, что-то такое, что за оставшийся до отъезда срок и за имеющееся в моём распоряжении свободное время дало бы мне возможный максимум пользы.

3. Индивидуальная учёба.

Заместитель академического директора HOP&SCOTCH ведёт занятие
Заместитель академического директора HOP&SCOTCH ведёт занятие

Подходит, когда:

  1. Нужно что-то специфическое:
  • стандартное: например, подготовка к международному экзамену. Оговорюсь, что к экзамену необязательно готовиться индивидуально всю дорогу. Можно довести уровень языка до соответствующего нужному вам баллу на Основном Курсе в группе, а потом на небольшом количестве индивидуальных занятий подготовиться к формату экзамена. В группах готовиться тоже можно, но есть риск не получить нужный балл, особенно высокий.
  • нестандартное. Примеры задач:

— закрыть пробелы в грамматике + освоить раздел кибербезопасности: модель безопасности Chrome OS + фонетический курс

— Основной Курс (блок независимого пользователя) + бух. учёт

— ну или мой запрос: что-то такое, что позволит через 2 месяца участвовать в медицинской учёбе и общаться в свободное время с коллегами

2. Нужно быстро:

  • например, вам нужно освоить уровень Upper-Intermediate к 1 марта, а сейчас 1 ноября. Осталось 5 месяцев. Проводим вам диагностику уровня, оказывается, что до конца уровня вам 150 академических часов. При учёбе в группе это 6 месяцев. Если заниматься индивидуально 4 раза в неделю уложимся меньше, чем в пять месяцев. Учёба будет напряжённой, зато успеем
  • или как в моём случае: подготовка к поездке, к собеседованию, переговорам, презентации и т.д. Эти задачи, как правило, совмещают и специфическую задачу и малый срок на подготовку к ней.

3. Не подходят другие варианты учёбы:

  • у вас плавающий график. В группе вы будете пропускать занятия
  • у вас непредсказуемый график. Опять же в группе, это приведёт к пропускам и неэффективной учёбе.

4. Вы хотите учиться именно индивидуально. Несмотря на все рациональные соображения, важен ваш комфорт. У индивидуальной учёбы есть один объективный минус — недостаток собеседников. Но он компенсируется профессионализмом преподавателя. Так что этот формат справится с любой задачей.

Преподаватель HOP&SCOTCH.
Преподаватель HOP&SCOTCH.

В моей истории попадание в индивидуальный формат было четыре из четырёх:

1. Специфическая задача

2. Мало времени, чтобы её решить

3. Сложный график работы

4. Я исходно была настроена на индивидуальную учёбу и готова к ней материально.

Как следовало решить мою задачу.

  1. Определить уровень английского — провести диагностику моих исходных навыков в языке: пассивного знания грамматики, словарного запаса, восприятия речи на слух, того, как я использую пассивные знания в речи и т.д. Это нужно, чтобы чётко понимать мою отправную точку и верно рассчитать программу обучения.
Диагностическая карта, которую получает каждый прошедший диагностику в HOP&SCOTCH. Квадратики с номерами — темы уровней.
Диагностическая карта, которую получает каждый прошедший диагностику в HOP&SCOTCH. Квадратики с номерами — темы уровней.

2. Определиться с целью учёбы. Для этого нужно было подробно расспросить меня о сути учёбы в Германии, о программе пребывания, о месте, куда мы едем, о том, что у меня субъективно вызывает наибольшее затруднение и стеснение и т.д. Например, кого-то качество произношения не беспокоит, а кто-то ужасно комплексует на этот счёт.

3. Составить программу.

В моём случае это должно было быть что-то вроде:

Разговорный курс, включающий в себя

  • Навыки Small Talk
  • Активацию в речи раздела медицинского английского по темам "Интенсивная Терапия", "Антибактериальная Терапия"

Плюс:

  • закрыть немногочисленные пробелы моего уровня (конец Pre-Intermediate на тот момент)
  • успокоить и просветить меня насчёт произношения: во-первых, оно было куда менее жутким, чем мне казалось, во-вторых в современном мире это точно не предмет терзаний.
Диагностирующий преподаватель HOP&SCOTCH заполняет учебный план в диагностической карте.
Диагностирующий преподаватель HOP&SCOTCH заполняет учебный план в диагностической карте.

Эту программу нужно было рассчитать в академических часах и соотнести получившуюся цифру с оставшимся у меня временем. Если укладываемся — отлично! Если нет, нужно было вместе обсудить, от чего отказаться или как интенсифицировать учёбу.

Предположим, что моя программа составила бы 60 академических часов. Я предполагала учиться дважды в неделю. Обычно индивидуальные занятия длятся по 2 академических часа. При таком расписании в 2,5 месяца "поместились" бы только 40 ак. часов. Поместить 60 можно было бы, если:

  • заниматься не по 4, а по 6 часов в неделю
  • то есть, или дважды по 3 часа или трижды по 2. Это интенсивный вариант. Ведь помимо занятий нужно ещё время на домашние задания. Об этом нужно предупредить, чтобы студент принял осознанное решение. Для меня тогда это была бы очень большая нагрузка. Но полагаю, я всё же согласилась бы на 6 часов в неделю, чтобы точно подготовиться к поездке.

4. Научить меня ) И зная особенности моего графика, проследить, не ввязалась ли я в чересчур для меня интенсивную учёбу: не пропускаю ли занятия, успеваю ли делать домашние задания. Чтобы если не успеваю, адаптировать, сократить, скорректировать программу.

Английский таким образом я бы не выучила, но в поездке была бы намного уверенней в себе, получила бы больше пользы от учёбы и, главное, удовольствия от общения! А вернувшись, могла бы уже и выучить — спокойно и размеренно, на Основном Курсе в группе.

Но история не терпит сослагательного наклонения, и я благодарна ей за опыт. И за то, что могу им поделиться. Буду очень-очень рада, если статья окажется для вас полезной =)
Но история не терпит сослагательного наклонения, и я благодарна ей за опыт. И за то, что могу им поделиться. Буду очень-очень рада, если статья окажется для вас полезной =)