Найти тему
ТЫ КОСМОС

Побеждать, когда помощи ждать неоткуда – из опыта блокадных "особистов"

Оглавление

Каждому из нас хотелось бы уметь разрешать проблемы в трудных ситуациях. Особенно когда критически не хватает сил и средств.

Как находить у себя резервы, когда кажется, что их уже не осталось? Как себя "замотивировать", чтобы выполнять трудную работу? Как прекратить ныть? Но ведь именно это делали наши деды во время великой войны – справлялись в труднейших ситуациях. Они побеждали даже в тех обстоятельствах, когда казалось, что всё против них.

Когда у врага огромное преимущество, когда у него гораздо больше сил, а в блокадном Ленинграде было именно так, тогда необходимо на полную мощь включать мозг, использовать ум и смекалку. И именно в противоборстве шпионских служб проявляется "война интеллектов".

Исход великого противоборства разрешался на острие прорыва

Уже больше двух тысячелетий полководцы, и даже бизнесмены, учатся у древнекитайского стратега и мыслителя Сунь Цзы. В своем трактате "Искусство войны" он утверждал, что "самое существенное на войне" – это разведка. Шпионы чрезвычайно сильно влияют на исход войны.

Вот и во время тяжелейшей Великой отечественной, немецкие шпионы представляли сильнейшую угрозу для Ленинграда, заблокированного в плотной блокаде. Тогда решалась не только участь "северной столицы", но и судьба всей страны. В том, что город тогда устоял, была огромная заслуга контрразведчиков, которые "переиграли" вражеских шпионов. В книге советского военного контрразведчика Бориса Пидемского "Под стук метронома"* описаны события того времени – как страдающие от голодного истощения оперативники контрразведки НКВД ловили опаснейших шпионов-диверсантов абвера, от действий которых могли пойти прахом все отчаянные усилия защитников Ленинграда.

-2

Вкратце о событиях, описанных в книге:

Февраль 1942 г., пятый месяц голодающий Ленинград сопротивляется тискам блокады. Особая роль и невероятная ответственность у контрразведчиков Ленинградского фронта – потому что в этих условиях один шпион равен целой дивизии. Невозможно одержать победу, если не победишь в войне разведок.

Шпионов забрасывают в советский тыл десятками. Спешно готовят, иногда в трёхнедельный срок, "будто пекут пирожки с дерьмом". С начала войны разоблачено юбилейное число агентов абвера – 660, но и свои 193 особиста-контрразведчика сложили головы.

Оперативная группа сотрудников Особого отдела фронта потихоньку находят зацепочки, пытается складывать из них общую картину:

  • Агитационные листовки – Геббельсовские прокламации – найдены в образцовом, заслуженном госпитале. Необходимо найти расклейщиков-провокаторов. Кроме того, из начальственного кабинета пропали заверенные бланки командировочных предписаний.
  • В эфире засечены сигналы радиостанции, явно пытавшейся выйти на связь с немцами. Судя по всему, у них неполадки с рацией.
  • Возле поселка Лахта три подозрительных типа попали под обстрел погранвойск и были уничтожены. При тщательной проверке выяснилось, что у всех троих оказались поддельные документы. Оказалось, что один из них выжил – заметили, что пятно крови на одном из "трупов" расширяется. В реанимации ближайшего эвакогоспиталя раненого прооперировали, спасли. Через некоторое время начали допрашивать. Не сразу, но он признался, что они заброшены немцами с разведывательным заданием. Свои же его пристрелили, когда оказались в ловушке.
  • По сообщению агента контрразведки Карельского фронта, из гитлеровской школы абвера под Петрозаводском, намечается переброска трех шпионско-диверсионных групп на юг Финляндии для проникновения через Карельский перешеек на оседание в Ленинград. Скорее всего, уничтоженная группа – одна из трех, переброшенная с целью создания базы для остальных…

Каждая крупица информации добывается с невероятным трудом. На месте ночной перестрелки перелопатили всю площадку, просеяли весь снег – нашли обрывки разбросанных бумаг со следами крови. Тщательно собрали разбросанные повсюду улики.

В поисках "стоянки" шпионов в Лахте проводят тотальную проверку всех домов, как бы для проверки санитарного состояния. Анализируют разведывательные сводки и опрашивают информаторов.

При этом всё время голодают. Не спасает даже выделенное для дистрофиков УДП – Усиленное Дополнительное Питание, которое хохмачи прозвали Умрем Днём Позже.

Наконец, нашли тех жителей Ленинграда, которые помогают немецким шпионам – предоставляют жилье и добывают для них разведывательную информацию. Некая Зинаида посреди голодного кошмара шикует и веселится, общается с подозрительными типами и повсюду что-то выведывает – фотографирует оборонные объекты, выспрашивает военных, копирует схемы оборонных предприятий. Её муж – завербованный абвером шпион "Атлет", один из тех пристреленных при попытке возвращения "к своим". Зинаида не знает о том провале и ждёт к себе "богатого покупателя", готовится вручить ему "ценные находки".

-3

Начинается операция "Приманка":

  • Одну за другой захватили и перевербовали две разведгруппы. Подготовили всё для радиоигры, в том числе фальшивые разведданные.
  • Результаты радиоигры не очень обнадёживают – шифровки приходят сдержанные. Есть подозрение, что немцы скоро пришлют "ревизоров" для проверки резидентуры.
  • К Зинаиде пришел офицер "оттуда", попросил подготовить собранные материалы и пообещал принести за них большие деньги.

Взяли их всех – накрыли шпионскую сеть, обыграли матёрых разведчиков вермахта. Так и победили – отстояли великий город и любимую Родину.

-4

А вот подробности о героях книги – кем они были и в каком состоянии; как каждый из них повлиял на ход событий:

Сергей Николаевич Белозеров – опытный, инициативный сотрудник органов, старший политрук. После ранения временно возглавил группу контрразведчиков, обслуживающих все 327 фронтовых госпиталя.

Регулярно дежурит в особом отделе фронта НКВД. Во время одного из его дежурств позвонила девушка, у которой, по её словам, есть ценная информация. Выехавшая на встречу с ней опергруппа из-за досадной задержки опоздала на встречу. Белозеров пожалел замерзающую девочку и, спасая её, упустил чрезвычайно важного свидетеля.

Однако Белозерову все-таки удалось по косвенным признакам найти в Максимилиановской больнице позвонившую – Данилову Наталью. Её показания оказались очень ценны для следствия, поскольку в её коммунальной квартире обнаружилась шпионская "малина".

Белозеров успешно провел вербовку гражданки Даниловой в качестве агента по делу.

Также политрук Белозеров успешно организовал взаимодействие с санэпидотрядом для проведения рейда в Лахте, в результате которого удалось по известным приметам найти завербованного немцами агента Розова.

Потерял сознание, по причине крайнего истощения и направлен в госпиталь, для реабилитации. Как только частично восстановился и смог самостоятельно передвигаться, покинул госпиталь без разрешения и снова приступил к своим служебным обязанностям.

Розов Тихон Прокопьевич – школьный учитель, 47 лет. В юности дружил с одноклассником, Федором Хлыстовым, который в самом начале войны сознательно перешел на сторону немцев. В феврале 1942 г. к гражданину Розову явились три человека в красноармейской форме, агенты абвера с посланием от Хлыстова.

Розов подвергнут жесткой обработке – ему предъявлены поддельные компрометирующие фотографии, где он с врагом народа Хлыстовым демонстративно разрывает портрет Сталина. Угрожая возможностью неминуемого расстрела, его склонили к сотрудничеству с немецкой разведкой. Его дом, расположенный в поселке Лахта, удобен для использования в качестве основной базы для размещения диверсантов и хранения спецсредств (рация, взрывчатка, продукты питания).

После ухода шпионов, Розов пытался совладать со страхом и сильно заболел пневмонией. Как только чуть оправился от болезни, поехал в город – сдаваться. С трудом преодолев сомнения, всё-таки явился в Управление НКВД.

Учитывая проявленную сознательность, Розову предложено начать сотрудничество с контрразведкой фронта. Дан оперативный псевдоним "Осторожный".

Когда к Розову пришла очередная группа заброшенных диверсантов, не растерялся и, как было условлено с ним заранее, напоил шпионов водкой, в которую контрразведчики Лефортова путём незаметного вскрытия добавили наркотический порошок. Очнулись диверсанты уже в арестантском "воронке".

Федор Хлыстов – особо опасный агент абвера. В самом начале войны злонамеренно уклонился от мобилизации и перебежал к немцам, после чего попросился на службу в нацистскую разведшколу. Под немецкой оперативной кличкой "Хлыст" проявлял рвение в диверсионной учебе и постоянно заявлял, что является закоренелым врагом советской власти. Используя свои знания местности в окрестностях Ленинграда, в разведшколе координировал подготовку диверсантов для проведения диверсионных операций.

Данилова Наталья – честная, порядочная, умная женщина. Живет на Большой Пушкарской, в коммуналке. Будучи очень больной, проявила гражданскую бдительность и по собственной инициативе позвонила в особый отдел НКВД. Обещала ждать оперативников в гостинице "Астория". Но потеряла сознание, её забрала милицейская машина. Как потом выяснилось, Наталью отвезли в Максимилиановскую больницу. Она решила обратиться в органы госбезопасности, потому что подозрительным показалось поведение и образ жизни соседки по коммуналке – Зинаиды Крикуновой. Подозрительным ей показалось то, что к Зинаиде с фронта приезжал ее муж и пробыл несколько дней. Наталья четко слышала его голос. Но на вопросы о приезде мужа Зинаида ответила отрицательно. У Натальи появилось подозрение, что муж Зинаиды мог дезертировать с фронта.

После выписки из больницы, Наталья получила предложение сотрудничать с органами внутренних дел, ответила согласием. Получила оперативный псевдоним "Весна". Её задание – внимательно наблюдать за Зинаидой и, насколько возможно, сблизиться с ней.

Зинаида Крикунова – соседка Натальи по коммуналке на Большой Пушкарской. Официально трудоустроена в госпитале, одевается в полувоенную форму. По словам соседей, любит красиво жить и пользуется предметами роскоши, несмотря на трудности блокадного времени. Приобретает дорогие вещи, часто устраивает гулянки с дорогой выпивкой и приводит к себе разных мужчин. Пользуется фотоаппаратом – фотографирует различные объекты в Ленинграде.

Оказалось, что в госпитале Климова выспрашивала вновь прибывших раненых, добывала новости со всех фронтов. Она собрала сведения о дислокации воинских частей и выяснила расположение тридцати семи госпиталей фронта, двух полевых аэродромов, кое-что о частях, охраняющих Ледовую дорогу через Ладожское озеро. Сфотографировала три подводные лодки, замаскированные в Неве, и крейсер "Киров". Множество уличных огневых точек и заграждений, здание штаба ПВО.

Раненым, подлежащим возвращению на передовую, она подбросила листовки, призывающие к измене Родине. Её напарник, инженер завода "Красный инструментальщик" Валентин Траян, собрал сведения о заводе автоматов и радиодеталей, о нахождении его складов.

В результате грамотно проведенной операции, Зинаида Крикунова и её сообщник Валентин Траян были арестованы с поличным. При себе имели большое количество зашифрованных разведданных (копии документов, фотографии, схемы, карты) приготовленных для передачи в абвер, в обмен на обещанную им большую сумму денег.

Глеб Федотов – один из лучших зафронтовых агентов, по-чекистски "Орел", по-абверовски "Ворон". У немцев мужественно прошёл все проверочные испытания на предмет возможной перевербовки, в том числе с инсценировкой расстрела – не выдал себя. Передавал ценнейшие сведения о подготовке и заброске немецких агентов в советский тыл. По возвращении на Родину ему вручен орден "Красной звезды".

После кратковременного восстановления в медстационаре, по причине крайнего истощения нервной системы, проявил высокую гражданскую сознательность и снова согласился отправиться в тыл врага. Якобы для подготовки очередной немецкой масштабной подрывной операции.

Добрался до оккупированного Пскова с "ценными" поддельными разведданными. Сумел убедить руководителей немецких разведслужб, что для успеха операции в Ленинграде необходимо забросить туда агента Федора Хлыстова. Несмотря на сильные подозрения и жесткие возражения со стороны "Хлыста", который был категорически против возвращения на Советскую территорию, подготовлена и проведена совместная выброска агентов "Ворон" и "Хлыст". При этом Федотов сумел заблаговременно уведомить органы НКВД о месте планируемой высадки. Оперативники успешно организовали поимку Федора Хлыстова сразу после приземления на парашютах в лесном районе у поселка Мельничный Ручей. Сразу после приземления, при укладке парашюта, Хлыстов заметил приближающихся оперативников и, во время проведении операции захвата, успел нанести смертельное ранение "напарнику". Агент Глеб Федотов погиб. Посмертно представлен к высокой государственной награде.

Так что возможно, возможно побеждать и в очень сложных, в почти безнадежных ситуациях!

Успехов Вам!

*Пидемский Б. М. Под стук метронома.– М.: Молодая гвардия, 2011 – 269 с.

Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!