Личность загадочной целительницы, первого официального экстрасенса Советского Союза, привлекала меня с детства. В ней завораживало все – необычайная внешность, огромные глаза, взгляд, проникающий прямо в душу, восточная мистика и загадочное слово «Ассирия», исцеление руками и волшебные голубые картины.
В первый раз я увидела ее в кино, в «Юности гения», фильме про Авиценну. Потом читала о ней в «Науке и религии», любимом журнале, где ничтоже сумняшеся смешивали научные феномены, мистические явления и лютый вымысел. Потом появились Кашпировский, Чумак и другие прости господи экстрасенсы, началась перестройка, жизнь завертелась и мне стало не до журналов.
А недавно в руки попала книга «Джуна. Слушаю свои руки» - на мой взгляд совершенно искренние мемуары экзальтированной и одаренной женщины. Мне захотелось разобраться в вопросе – и я начала копать :)
Факты на стол
Джуна (Евгения Ювашевна Сардис) действительно родилась в маленьком селе Урмия Краснодарского края. Действительно была дочерью ассирийца и кубанской казачки. Откуда в Краснодаре ассирийцы? Из бывшей Эриванской губернии
После революции часть территории Армении передали туркам, а ассирийцы не захотели под власть Стамбула, памятуя о том, как бежали из Турции вместе с армянами.
Ассирийцы вообще интересный народ, сохранивший одно из древнейших ответвлений христианства – несторианство, преданное анафеме и католиками и православными. Скорее всего за столетия скитаний к народной вере примешалась и восточная мистика и таинственные обряды зороастрийцев-огнепоклонников и верования езидов и другие традиции.
Но точно я не скажу, потому что с современными ассирийцами почти не сталкивалась.
Завышала ли Джуна возраст?
Я предположу, что вряд ли – будь Джуна 1935 года рождения, как утверждает желтая пресса, она бы помнила войну.
Краснодарский край оказался захвачен фашистами, были и расстрелы и бомбежки и голод. А мемуары Джуны лишены экзистенциального ужаса детей Великой Отечественное, это взросление обычного ребенка-индиго, наделенного сверхчувствительностью. В наши дни подобное не редкость, в поколении Джуны всякую «инаковость» глушили, чтобы странности не мешали нормальной жизни советского человека.
Голос луны
Мистический опыт детства будущей целительницы вполне узнаваем – и сны и голоса и «астральные» путешествия. С впечатлительными детьми, в особенности с девочками-подростками в канун пубертата подобное происходит чаще, чем знают их мамы.
«В течение примерно шести лет (в возрасте от восьми до пятнадцати) ко мне каждый вечер приходил какой-то старый дух, чтобы через мою руку письменно передавать различные сообщения. Это происходило в присутствии моего отца, тети и многих наших друзей, жителей Тифлиса и Саратова. Дух этот (женщина) называл себя Теклой Лебендорф и подробно рассказывал о своей жизни». – это воспоминания Блаватской.
«В детстве, лет до 13–14 А. А. была лунатичкой… Еще когда была совсем маленькой, часто спала в комнате, ярко освещенной луной… А потом луна стала на нее действовать. Ночью вставала, уходила на лунный свет в бессознательном состоянии. Отец всегда отыскивал ее и приносил домой на руках» – а это детство Ахматовой.
Судя по картинам, удивительно похожим на творения еще одной мистической героини – страдалицы Фриды Кало, Джуна от рождения была наделена недюжинным творческим талантом. Если стихи ее спустя десятилетия вызывают вопросы, то в полотнах сохранилось очарование одаренной самоучки, есть и узнаваемый стиль и колорит и незабываемое впечатление. Но кому бы в маленьком, бедном селе понадобилось бы развивать способности сироты, тем более девочки?
Свадьба и судьба
Родители Джуны скорее всего действительно рано умерли. Братья не желали кормить лишний рот – и быстренько спихнули смазливую девчонку замуж. Выдали удачно, в богатый дом, на свадьбе гуляло все село… Можете себе представить, чем для одаренной и высокочувствительной Джуны стал брак с обычным крестьянским парнем. Однако она покорилась, сразу после свадьбы забеременела, в положенный срок родила дочь. Через два месяца девочка скончалась.
Обстоятельства трагедии сейчас не восстановишь. В мемуарах Джуна описывает совсем другую историю смерти дочери, меняя даже имя отца. Но горе сквозь строки скользит неподдельное. И судя по тому, что едва похоронив ребенка, Джуна исчезла из села и больше туда не возвращалась, дело было не просто в болезни или недосмотре.
Далее Джуна пишет, что сознательно не поступила на педагога, два года училась в техникуме на киномеханика, вспоминает Ростов, булыжные мостовые, по которым она ходила босиком, рассказывает о соседках, которых обшивала, а из лоскутов и обрезков от их заказов мастерила себе платья. В таких мелочах солгать сложно.
На холмах Грузии
По окончании техникума ее возможно распределили в Тбилиси – как еще она могла попасть в столицу Грузии и задержаться там?
Судя по непринужденности, с которой она общалась с чиновниками, спортсменами и деятелями искусства – Джуна действительно несколько лет простояла за стойкой бара, изучила психологию клиентов и освоила искусство ласково управлять подвыпившими мужчинами, не глядя на ордена. Судя по тому, что она вышла замуж за Виктора Давиташвили, человека из почтенной семьи с достаточно известной фамилией, - не разбрасывалась привязанностями, женщину со скверной репутацией в Грузии даже в 70е не пустили бы на порог.
Вскоре на свет появился сын Вахтанг, Вахо – бесконечное счастье для матери. Джуна истово любила единственного ненаглядного мальчика, словно предчувствовала, что потеряет его слишком рано. Виктор Давиташвили оказался не лучшим мужем, он оставил жену через несколько лет и больше в жизни Джуны не появлялся.
А дальше началось самое интересное.