(Иов. 4—12)
Являются ли наши несчастья наказанием за грех? Три друга Иова считали, что причиной его бед была его неверность Богу. Они думали, что такие страдания, какие выпали на долю Иова, несовместимы с жизнью, в которой есть место любящему и святому Богу. Они полагали, что если бы Иов был всецело предан Богу, то Господь не позволил бы стольким несчастьям свалиться на него.
СОВЕТЫ "ДРУЗЕЙ” ИОВА
Увещевания Елифаза и ответ Иова (4—7)
Елифаз упрекает Иова в том, что другим он раздавал советы, а сам следовать им оказался неспособен (4:3-6). Затем он говорит Иову такие слова: “Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные были искореняемы?” (4:7). И сам же отвечает: “Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его" (4:8). Орать - пахать.
Иов все равно не понимал, почему все это случилось с ним, ведь он вел совсем не такую жизнь, которую описал Елифаз. В главах 6 и 7 он по-прежнему хотел умереть. Не верил он и в то, что Елифаз обладает этим пониманием (6:15). Он молил своих друзей помочь ему разобраться. Он просил их указать, где именно он согрешил (6:24). Их слова ничего не проясняли. Друзья Иова не смогли облегчить его горе или смягчить его боль. Он отверг попытку Елифаза запугать его снами (7:14). Елифаз поведал ему о страшном сне, в котором дух сказал: “Человек праведнее ли Бога? И муж чище ли Творца своего?” (4:17). На Иова это не произвело никакого впечатления. Он был, как только мог, предан Богу. Он лишь хотел понять, почему Бог не простил ему прегрешение, и все - если в этом заключалась проблема (7:21).
Совет Вилдада и ответ Иова (8—10)
Вилдад тоже не смог ничем помочь. Он, как и Елифаз, предположил, что страдания Иова явились наказанием за грех. По его мнению, если бы Иов был истинным праведником, Бог бы услышал его, воззови тот к Нему. И то, что Бог не отвечал Иову, убеждало Вилдада, что Иов совершил нечто ужасное, и Бог отвернулся от него. Вилдад был уверен в том, что Иов забыл Бога (8:13). Он сказал: “Видишь, Бог не отвергает непорочного, и не поддерживает руки злодеев" (8:20). У Вилдада получалось, что Иов был далек от совершенства, иначе бы ничего подобного с ним не произошло. Он призывал Иова довериться Богу. Он говорил, что все, кто забывает Бога, уповают на нечто такое же некрепкое, как паутина (8:14, 15).
Иов же считал силу Божью слишком страшной, чтобы обращаться к Нему. Что Богу со всем Его величием замечать печали простого человека? По мнению Иова, будь он самим совершенством, и то был бы недостоин Божьего внимания. Он сознавал, что никакой человек не может быть по-настоящему хорош в Его глазах. Описание Вилдадом величия Божия - одно из самых возвышенных в Библии (8:2-22).
Иов по-прежнему был в смятении (10:15). Да, он не был совершенным, но он не был виновен и ни в одном из тех грехов, в которых обвиняли его друзья.
Обвинение Софара и ответ Иова (11; 12)
Софар был более жесток в своих обвинениях, чем другие два друга. Разве болтовней доказывается правота, хотел он знать. Разве глумление над Богом не стоит того, чтобы бросить глумящемуся вызов? Он хотел, чтобы Бог “отверз уста Свои” и заставил Иова увидеть свои беззакония. Он сказал, что Бог наказывает его даже меньше, чем следовало бы (11:6)! Он уверял, что Бог всемогущ - настолько велик, что Его нельзя найти исследованием. Великий Бог знает, что делает. Если Он поражает человека, то для этого должны быть серьезные основания. Софар был убежден, что стоит Иову обратиться к Богу, как все его несчастья прекратятся.
Ответ Иова Софару исполнен сарказма: “Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость!” (12:2). Иов тоже кое-что знал. У него была своя мудрость, которая была не хуже. Он признавал, что в их словах есть доля истины, но считал их упреки в свой адрес несправедливыми. Он считал себя честным и справедливым человеком, над которым смеялись и кого презирали.
Эти друзья не поведали Иову ничего такого о Боге, чего бы он сам не знал. По словам Иова, даже звери, птицы и рыбы могли бы наставить его друзей о Нем: "...Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти” (12:7-10). Иов сознавал, что все находится в Божьих руках, но это не раскрывало ему тайну причины его страданий.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СТРАДАНИЕ НАКАЗАНИЕМ?
Правы ли были три друга Иова? Являлись ли его страдания следствием совершенного некогда греха? Дается ли нам такое тяжкое страдание в качестве наказания за грех? Если это так, то почему грешники не страдают больше праведников?
В каком-то смысле все страдания вызваны грехом. Грех - основа всех бед человечества. Адам и Ева испытали на себе большие страдания как результат совершенного ими греха (Быт. 3). Но это не означает, что наши частные трудности и страдания наступают вследствие совершенных нами каких-то конкретных грехов.
Естественно, иногда мы сами накликаем на себя несчастья. Попрание Божьих законов не остается без последствий. Это относится как к природе, так и к духовной жизни. Мы признаем такой Божий закон природы, как, скажем, всемирное тяготение. Нарушающие закон земного притяжения неизбежно страдают. Мы либо чтим Божьи законы, управляющие природой огня и воды, либо терпим последствия их нарушения. Иона навлек на себя беду тем, что пытался избежать исполнения Божьего наказа (Иона 1; 2). Израильские войска потерпели поражение при Гае вследствие греха, совершенного в их лагере (Иис. Н. 7:11, 12).
Иногда беду на нас навлекают другие. Смерть Авеля произошла по вине его брата Каина (Быт. 4). Он пострадал потому, что поступал правильно. Иногда мы испытываем искушение спросить: “Разве Бог не мог предотвратить такую несправедливость? Почему Он это допускает?” Но мы могли бы также задать и такой вопрос: "А почему Он не должен этого допускать? Мы что, служили бы Ему тогда более преданно? Любили бы Его больше?”
По Божьему замыслу, беде может быть позволено прийти к нам с тем, чтобы другим была оказана помощь. Бог позволил Иосифу страдать для того, чтобы помочь всему израильскому народу (Быт. 37—50). Иисус страдал, чтобы помочь нам. Практически все великие слуги Божьи так или иначе страдали для блага других. Павел терпел многочисленные оскорбления ради благовестия (2 Кор. 4:7-18). Петр писал: "Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь” (1 Пет. 4:15, 16).
Новый Завет наставляет: “Ибо Господь взыскивает строго с тех, кого любит" (Евр. 12:6; Современный Перевод). Господь поступает так “для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его” (Евр. 12:10). Временами бывает очень трудно, но, в конце концов, это может принести плоды праведности. Елифаз был прав, когда говорил: “Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителя не отвергай” (5:17).
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ НЕСЧАСТИЙ
Никто из нас не защищен от беды. Сам Иов провозгласил: “Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями” (14:1). Бог не ограждает нас от несчастий, но Он дает нам силы справляться с ними. Он дает нам духа силы, а не боязни (2 Тим. 1:7). Он дает нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1 Кор. 15:57). Мы всё можем в укрепляющем нас Иисусе Христе (Фил. 4:13).
Наше служение Богу не освободит нас от переживаний. Тут три друга Иова заблуждались в своих рассуждениях. Они полагали, что верность Богу избавляет людей от таких несчастий, какие выпали на долю Иова. Елифаз утверждал, что если Иов будет искать Бога и вручит себя Ему, то все наладится (5:8, 17-27). Он уверял Иова, что Бог спасет его, искупит его от смерти, снимет с него страх погибели и успокоит его. Он обещал, что Иов придет к могиле, достигнув полноты возраста, как зерно, которое стоит полным до времени сбора урожая.
Софар был уверен, что подобные благословения достойны только праведных (11:15-19). Друзья Иова превратно воспринимали то, что с ним происходило, и Иов понимал это. Иов знал, что праведники тоже страдают.
Действительно, мы часто страдаем из-за своей праведности. Страдания пришли к Иову именно потому, что он поступал праведно, а не потому, что грешил. К некоторым несчастьям, без сомнения, причастен сатана. Он специально выбрал в качестве своей жертвы Иова, надеясь тем самым увести его от Бога. Петр ободрял тех, кто страдал из-за своей праведности: "Ибо, что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу" (1 Пет. 2:20). Верность Богу принесла страдание Моисею, который предпочел “страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение" (Евр. 11:25). Бесчисленные пророки и благовестники страдали только потому, что избрали праведность.
ПОЧЕМУ НУЖНО СЛУЖИТЬ БОГУ
Книга Иова ищет ответа на вопрос: “Зачем служить Богу?” Сатана считал, что Иов служит Богу потому, что Бог благословляет его. Бог же стремился доказать, что Иов служит Ему из преданности.
В книге Иова не столько исследуется вопрос: “Почему праведные страдают?”, сколько: “Зачем быть праведным?” Служим ли мы Богу потому, что любим Его и преданы Ему, или же только из-за тех благословений, которые получаем? Если мы служим Ему, предполагая, что это оградит нас от бед, то наши иллюзии скоро будут развеяны. Служение Богу только затем, чтобы уйти от испытаний, подобно решению участвовать в марафонском беге в надежде, что можно будет избежать тренировок. Когда бегун принимает подобное решение, он тем самым соглашается и на изматывающие тренировки и упражнения, не говоря уже о тяжести самого забега.
Мы неправильно ставим вопрос. Вопрос жизни состоит не в том, “почему люди страдают?” Все страдают. Испытания неизбежны. Но вот то, как они воздействуют на нас, определяется нашим к ним отношением. Солнце светит всем. Но одному оно может дать загар, а другого покрыть волдырями, в зависимости от свойств их кожи. Подобным же образом, то, как мы справляемся с трудностями, зависит не столько от того, как тяжелы наши беды, сколько от того, что составляет нашу жизнь.
Бог помогает нам в наших испытаниях, но Он не удаляет их от нас. Напротив, встав на путь служения Богу, мы будем даже приветствовать появление испытаний в нашей жизни, но это уже будут трудности иного рода. Бог может изменить наше отношение к нашим несчастьям. Он поможет нам научиться управлять обстоятельствами вместо того, чтобы эти обстоятельства управляли нами.
Мы должны учиться любить Бога и служить Ему только за то, что Он - Бог, а не за то, что Он делает для нас. Служение Богу вознаграждается и дает человеку счастье, но если мы служим Ему только потому, что из этого можно извлечь какую-то выгоду, то мы попросту не распознаем счастье, когда встретимся с ним. Иисус, например, сказал: “Блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20:35). Если мы служим только для того, чтобы получать, то мы никогда не узнаем, что давать - тоже счастье. Когда мы служим Богу потому, что преданы Ему, то мы сможем усмотреть Его благословение даже в невзгодах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы должны учиться служить Богу для того, чтобы делать добро, а не получать его. Мы должны испытывать потребность быть добродетельными, а не ждать, чтобы добро делалось нам. Самые большие радости в благочестивом образе жизни - это очень часто радости победы над испытаниями, преодоления трудностей, сострадания другому, когда мы вместе плачем и вместе терпим боль до тех пор, пока не высохнут слезы и пока сквозь тучи не пробьется надежда.