Всем привет! Предлагаем читателям нашего блога следующую серию наших похождений по окрестностям Изоплита. В этот раз мы посмотрим на такое мрачное место, как "гетто" Новоберёзовского поселка и пройдём к Калиновскому торфянику. Перед этим мы прошли по впечатляющей заброшенной социально-культурной инфраструктуре поселка Изоплит - это Дом культуры и больница. Затем мы прошли по старой железной дороге за Изоплитом.
Начинаем наш путь к Калиновскому болоту у моста на Берёзовском тракте.
Это место примечательно тем, что, по словам местных жителей, здесь располагалось отделение лагеря военнопленных немцев, венгров и румын, которые работали на Берёзовском заводе стройконструкций. То есть, здесь стояло несколько бараков и вышка, все было огорожено забором с колючей проволокой. В книге А.Н. Старостина (будущего исламоведа) подробно описано, как силами немцев была построена заводская столовая и несколько цехов:
«Зная о том, что перед заводом стоят задачи по расширению производства, А. Т. Смирнову в январе 1947 г. прислали приказ организовать лагерь для приёма контингента военнопленных и подготовить фронт работ. К устройству лагеря подключился также комбинат «Березовзолото» (ныне «Березовское рудоуправление»), т. к. часть военнопленных должна была работать по добыче драгоценного металла на шахте № 15. было известно, что их перебрасывают в помощь берёзовским предприятиям из Егоршинского лагеря № 523 (современный г. Артемовский). Строить лагерь начали в феврале. К середине 1947 г. лагерь был готов и вскоре принял военнопленных. Была поставлена задача: «по прибытии рабочей силы организовать быстрое формирование расширения завода и строительство жилищно-бытовых помещений». В Берёзовский прибыло 1810 военнопленных из германской, венгерской и румынской армии. В дневнике неизвестного автора сообщается:
«К октябрьским праздникам [1947 года] военнопленные отличились – новую столовую в посёлке отгрохали. Ничего себе зданьице получилось – и окна широкие, и крыша высокая. Директор завода [А. Т. Смирнов] гоголем ходит, более сорока военнопленных премировал по 40-60 рублей. Ничего не скажешь: заслужили фрицы, заработали себе на сигареты…[1] »
Кроме столовой, руками военнопленных были уложены бетонные тротуары на территории завода, построены новый гараж, магазин и другие сооружения. В Берёзовском немцы трудились до 1955 года, пока они не были отправлены на родину, согласно указу «О досрочном освобождении и репатриации немецких военнопленных, осуждённых за военные преступления [1]».
Сейчас место лагеря частично занимает большой гаражный комплекс. Монотонность и протяжённость гаражных улиц породила в народном сознании название места - "гетто".
Недалеко от "гетто" находится спортбаза Ново-Берёзовского со стадионом.
Рядом ещё видны остатки недостроенной очереди развязки у ЕКАДа. Это остатки строительства примерно 1997-1998 гг. Предположительно, это мог быть путепровод. Аналогичные сооружения можно наблюдать, например, у Синих Камней, где ещё стоит одиночный пролёт недостроенных очередей развязки у "Калины".
Подъезжая к станции Объединённая легко заметить недостроенный подземный переход, чьи края выглядывают из кустов.
Когда мы пошли дальше вдоль железной дороги, то нашли заброшенную будку. В отличие от аналогичных сооружений у метизного завода, будка ещё в очень даже хорошем состоянии. немного изрисована.
Как пройдём ещё дальше - тут ещё и разобранный мост стоит. На одной из стенок моста - обращение ко всем панкам Новоберёзовского посёлка.
"Гетто" продолжается дальше в виде длинных заборов и гаражных улиц.
Как только в 1994 г. разобрали пролегавшую железную дорогу, сразу выросли стройные улицы гаражей)).
Впереди виднеется на горизонте посёлок Калиновский. Добывали торф в Калиновском болоте ещё с начала ХХ века.
С другой стороны можно увидеть обосновавшуюся совсем недавно частную ферму с множеством коней, собак, овец и т.д.
Места здесь очень и очень живописные! Железнодорожная насыпь, с которой мы делали снимки местными жителями называется хайвеем - она почти всегда полупустая, здесь любят гонять велосипедисты. И это ещё в те времена, когда не было никаких специальных велодорожек!
На самой насыпи нередко можно увидеть пробегающих нормативы школьников или гуляющих местных жителей.
Кому интересно повторить маршрут - прикладываем примерную схему.
Ссылки:
1) Старостин А. Н. Березовский завод строительных конструкций: хроника, люди, события. Екатеринбург: «Генри Пушель», 2014.