Продолжаем знакомиться с распространенными ошибками в общении. Одна из них — неконструктивная критика.
Давать обратную связь и советы, когда вас об этом не просят
Конечно, это не касается ситуаций, где фидбек предполагается по умолчанию: на собеседовании, конкурсе или в рабочей ситуации. Но и там важно оценивать конкретную вещь, а не все, что захочется.
Указывать только на ошибки, игнорировать плюсы
Иногда мы это делаем из хороших побуждений: чтобы помочь человеку стать лучше. Но исключительно негативная оценка практически никогда не мотивирует на действие.
Ругать за то, что невозможно исправить в принципе
К этому относятся, например, особенности внешности или вещи, которые произошли в прошлом. Заметьте разницу: указать на ошибку прошлого, предложив делать по-другому, или обвинять человека в том, что он сделал, не слушая оправданий.
Чрезмерно обобщать
Не нужно приравнивать одну ошибку к провалу: "пересолил суп? и чем мы ужинать будем, ты подумал?". Не нужно приравнивать провал к неумению: "ты готовить вообще умеешь?". Не нужно приравнивать неумение к черте личности: "вот ты безрукий, конечно!".
Не предлагать альтернатив
Есть отличное правило: «критикуешь — предлагай». Часто можно заметить не оптимальное решение, но придумать более эффективное — задача другого ранга.
Не поддерживать
Во-первых, получать заботу — действительно важная потребность. Во-вторых, ваши советы не смогут воспринять в подавленном состоянии.
Текст писала: Виктория Цебренко